от 1-ого брака сыновья:Хасан, Хусейн дочери: Умм Кулсум и Зейнаб от 2-ого брака сыновья: Аббас, Омар, Джафар и Усман от других жён сыновья: Мухаммад, Абдулла и Абу Бакр
Али ибн Абу Талиб ибн Абд-аль-Муталлиб ибн Хашим ибн Абд-аль-Манаф (араб.علي بن أبي طالبي [ʕaliː ibn ʔæbiː t̪ˤɑːlib]) — двоюродный брат и зять пророка Мухаммада, четвёртый праведный халиф с 656 года. Годы жизни — 602(?)—661.
Сунниты рассматривают Али как последнего из четырёх праведных халифов. Шииты почитают Али как святого, особыми узами близости связанного с Аллахом,
как праведника, воина и вождя. Ему приписываются многочисленные
воинские подвиги и чудеса. В некоторых учениях, отклонившихся от
основного Ислама, Али считается земным воплощением Аллаха.
Среднеазиатская легенда утверждает, что у Али семь могил, ибо
хоронившие его люди видели, как вместо одного верблюда с телом Али
стало семь и все они пошли в разные стороны.
Родился в Мекке. Его отцом был Абу Талиб ибн Абд-аль-Муталлиб — опекун Мухаммада. Одним из первых принял ислам. Женат на дочери Мухаммада Фатиме. «Если я город наук, то Али ключ к этому городу» — говорил Мухаммад. Пришёл к власти в 656 г. после убийства взбунтовавшимися солдатами халифа Усмана.
Нерешительность в поиске и наказании убийц Усмана послужила причиной
Фитны — Гражданской войны с Муавией. Убит хариджитом в январе 661 г.
История жизни
Имам Али родился в Мекке
в 602 г.; жизнь его овеяна романтическими легендами. Отец Али, Абу
Талиб и отец пророка Мухаммада, Абдаллах, были родными братьями. После
смерти родителей Мухаммад несколько лет воспитывался в семье дяди. В
свою очередь, когда Абу Талиб разорился, а дела Мухаммада вследствие
удачной женитьбы, напротив, пошли на лад, он взял себе на воспитание
Али. У пророка не было сыновей, и он всегда питал к Али отцовские
чувства. Сам Али говорит об этом[1]:
Пророк лелеял меня в своих
объятиях. В детстве он прижимал меня к своей теплой груди, как своего
сына, и усаживал меня на особое место. Я всегда находился так близко к
Пророку, что чувствовал приятный запах его духов. Каждый день он
преподавал мне новый урок нравственности.
Первый ребенок-мусульманин
Когда Али исполнилось девять лет, он принял ислам. Предание гласит,
что однажды Али увидел Мухаммада и его супругу, читающим совместно
молитву. Он удивленно наблюдал, а по окончании молитвы спросил: «Что
это значит?» Пророк ответил:
О Али! Это религия, которой
доволен Господь и которая избрана Им. Я призываю тебя уверовать в
Единственного Создателя, и сторониться поклонения тем, кто не приносит
ни вреда, ни пользы аль-Лату и аль-Уззе.
После этого предложения Али задумался на несколько минут, а затем произнес:
Это нечто, невиданное и неслыханное мною. Я не могу что-либо сказать, не посоветовавшись с отцом, Абу Талибом.
Всю последующую ночь он провел в размышлениях. На следующий день рано утром он отправился к пророку и сказал ему:
Всевышнему не требовалось
согласия Абу Талиба, когда Он сотворил меня. Почему же я должен идти к
Абу Талибу и спрашивать о том, поклоняться мне Создателю моему или нет?.
Родители Али, заметив, что их сын постоянно следует за Мухаммадом,
забеспокоились. Абу Талиб решил прояснить ситуацию, откровенно
поговорив с сыном. Однажды он последовал за сыном и Мухаммадом и стал
свидетелем их молитвы в долине. После разговора с племянником Абу Талиб
спросил у сына, какую веру он исповедует, на что Али ответил[2]:
Отец, я уверовал в Единого
Господа и в то, что Мухаммад – Посланник Господа. Я верую в переданное
им от Господа. Я повиновался ему и совершал с ним молитвы.
Тогда Абу Талиб продолжил[2]:
Сын мой, тебе желательно
принять веру твоего двоюродного брата, который не призовет тебя к
чему-то иному, кроме как к благому. Повинуйся ему!.
Так Али стал первым ребёнком-мусульманином. Дальнейшая его жизнь будет непосредственно связана с Мухаммадом и исламом.
Соратник пророка
Али был самым верным и храбрым сподвижником Мухаммада и женился на его дочери Фатиме[3].
Когда накануне хиджры мекканцы попытались убить Пророка, Али, рискуя
своей жизнью, занял его место и отвлек внимание заговорщиков, дав
Пророку возможность выехать в Медину.
Война с Меккой
Зульфикар
В битве при Бадре Али был знаменосцем мусульман. Непосредственно
перед битвой сразился с одним из лидеров мекканских язычников Валидом
ибн Мугирой и убил его, затем поспешил на помощь Абу Убайде и убил его
противника. За героизм его прозвали «Лев Аллаха». Пророк подарил ему
меч с раздвоенным лезвием — «Зульфикар». После победы при Бадре ему в качестве трофея были переданы меч, щит и верблюд[4].
Поход на Хайбар
В Сире Мухаммада описан случай, когда у Али выбили щит из руки.
Тогда он вырвал дверь крепости и защищался ею и победил. Восемь человек
после этого не могли перевернуть эту дверь.[5]
Халиф
В первой своей проповеди новый халиф сказал[6]:
Клянусь Аллахом! Пока я
имею в Медине хоть одно пальмовое дерево, не позволю себе взять ничего
из народного достояния. Подумайте, если я ничего не беру, то, как я
могу позволить подобное кому-либо из вас?.
Тогда встал Акиль и сказал: «Ты хочешь меня приравнять с чернокожим?», на что Али ибн Абу Талиб ответил[7]:
Садись, брат, ты перед тем чернокожим не имеешь никакого преимущества, разве что превосходство в вере или богобоязненности.
Когда Али стал халифом, то некоторые из его последователей
советовали ему для укрепления власти поощрять управляющих на местах, то
есть наместников, распределяя им больше имущества и провизии. Но Али в
ответ говорил:
Нет! Несправедливость и
угнетение никогда не будут исходить от меня. Клянусь, что если бы даже
имущество мусульман было бы моим собственным, всё равно я бы
распределял его на основе равноправия, тем более, что это имущество
является общей собственностью.
Раскол мусульманской общины
Приняв бразды правления, Али достаточно быстро установил порядок в
Медине. Его власть признали в Египте, Ираке и Йемене. Только правитель
Сирии и Палестины Муавийа отказался присягать новому халифу как
человеку (как он ложно считал), запятнавшему себя связью с убийцами
халифа Усмана. Однако много противников Али были также и в Аравии.
Большинство из них переехало из Медины в Мекку, где сильную агитацию
против нового халифа вела жена пророка Аиша[8].
Начало Гражданской войны в Халифате
Халифат при Али в 661
В августе 656 г., когда разрыв с Муавийей сделался окончательным,
Али стал готовиться к войне с ним. Но первыми выступили против него
мекканцы, возглавляемые Талхой ибн Убайдаллахом, аз-Зубайром ибн
ал-Аввамом и Аишей. Они возмутили жителей Басры, где вскоре по их
призыву были схвачены и перебиты многие участники убийства Усмана.
Однако соседняя Куфа приняла сторону Али. Вскоре халиф во главе
12-тысячного войска (в основном из жителей Куфы) подошёл к непокорной
Басре. В декабре произошло сражение, закончившееся победой Али. Талха
был убит, аз-Зубайр и Аиша бежали[9]. Басрийцы потерпели полное поражение.
Таким образом власть Али упрочилась. В январе 657 г. он перебрался в
Куфу, сделавшуюся с этого времени его резиденцией. По мере того как ему
присягали дальние провинции Халифата, его силы росли. Вскоре в
распоряжении Али оказалась 50-тысячная армия. В апреле он выступил в
поход в Сирию, возле Ракка переправился через Евфрат и встретился с
Муавийей близ селения Сиффин.
Возведенный в сан халифа после убийства Усмана в 656 г., он победил в 90 стычках против различных мятежников.
Гибель
Между тем хариджиты, избегшие смерти у ан-Нахравана, поклялись убить
виновников раскола мусульманской общины — и Али, и Муавию. Заговорщики
приняли решение убить Имама Али, а также Муавию и Амра ибн аль-Аса в
одно назначенное время. Фанатик-хариджит
Ибн Мулджам любил девушку из племени Бени Тайм, которая в день
Нахравана потеряла сразу отца, брата и несколько других родственников,
и оттого жаждала мщения. Когда, Ибн Мулджан пришёл к возлюбленной,
девушка сказала:
Принеси мне голову Али в
приданое; если тебе удастся бежать живым, ты возьмешь меня в качестве
награды в сем мире; если же погибнешь, то получишь на небесах награду
еще лучше.
Ещё за тридцать лет до своей смерти Али слышал от Пророка, что он
будет убит в ночь месяца рамазан. Кроме того, поведение и речи самого
имама говорили о том, что он знал о своей смерти в этот месяц. Когда у
его халифа спрашивали, почему во время разговения он ест мало, имам
отвечал[10]:
Я хочу встретиться со своим Господом, употребив как можно меньше пищи.
Ночью 22 января трое заговорщиков во главе с Ибн Мулджаном
спрятались в мечети Куфы. В ночь на 19-ое Рамазана Имам не сомкнул глаз
и много раз повторял[11]:
Клянусь Аллахом! Я не говорю лжи, и мне не сказали подобного… эта ночь обещанная.
Утром Али провозгласил призыв к молитве и вошёл внутрь мечети, он
разбудил спящих, в том числе и своего убийцу Ибн Мулджама. Во время
намаза хариджиты бросились на него и нанесли несколько ран. Имам Али
воскликнул:
Клянусь Господом Каабы, я стал счастливым!.
Ибн Мулджаму удалось ранить халифа в голову и в бок. Его удалось
схватить, а другой сообщник был зарублен, третий скрылся. Али был
перенесен во дворец. Меч был отравленным, рана оказалась смертельной.
Имам Али позвал к себе сыновей Хасана и Хусейна и дал им последнее
наставление: быть стойкими в благочестии и смирении, и добрыми к своему
младшему брату, сыну его жены-ханефитки. После этого он составил
завещание и продолжал повторять Шахаду и имя Аллаха до последней
минуты. В последние минуты жизни, собрав вокруг себя своих близких,
имам давал наставления и оставил завещание для мусульман. Он говорил[12]:
Я призываю вас к богобоязненности, приведите
в порядок свои дела [перед смертью], и думайте всегда о примирении
мусульман…Никогда не забывайте о сиротах и выполняйте права своих
соседей…Сделайте Коран программой для реализации реальных дел…Молитва,
молитва, поистине, она основа религии…На пути Аллаха делайте джихад,
жертвуйте своим имуществом и душой…Будьте внимательны…Не пренебрегайте
побуждать к добру и отстранять от недобрых дел, в противном случае,
невежественные и низкие люди придут управлять вами, и тогда, ваши обращения к
Аллаху о помощи не будут приняты.
Вечером 23 января, в ночь на 21-ое Рамазана Имам Али ибн Абу Талиб
скончался. Его похоронили вблизи Куфы. Впоследствии ему там воздвигнут
усыпальницу, к которому и теперь ходят на поклонение его почитатели и
который послужил причиной основанию города Наджаф.
Поэзия имама Али
Али оставил немалое количество сочинений, стихов и прозу. Его
произведения отличались глубоким философским смыслом. Часто имам Али
обращался к Аллаху[13]:
Иногда Милость Аллаха скрыта
И это не могут понять самые умные люди.
Иногда за бедами следует облегченье
И уничтожает в сердцах горечь и печаль.
Если у тебя не останется выхода из трудного положения,
Доверься Всевышнему Аллаху.
Когда сталкиваешься с большой проблемой,
будь терпелив,
Может, это Аллах проявляет к тебе
Свою тайную Милость.
Мудрость имама Али
Однажды к имаму Али обратились трое с просьбой разрешения проблемы,
связанной с разделом их имущества между собой. Данное имущество
состояло из 17-и верблюдов, и вся сложность была в том, что раздел
должен быть неравномерным, а в соответствии с их договоренностью между
собой в следующей пропорции: 1/2 часть первому; 1/3 часть второму и 1/9
часть третьему. В связи с тем, что 17 не является кратным ни к двум, ни
к трем и ни к девяти, владельцы верблюдов оказались в затруднительном
положении. Ознакомившись с ситуацией, имам Али попросил, чтобы ему
привели ещё одного верблюда. Добавив этого 18-го верблюда к имеющимся,
он разделил их согласно требованиям на два; на три и на девять, после
чего первый получил девять верблюдов, второй получил шесть, а третий
получил двух верблюдов. Первый рассчитывал получить не более восьми с
половиной, так как, разделив 17 на два, получаем 8,5. Точно также и
двое остальных. И после того как каждый получил свою долю, тот самый
18-й верблюд остался на месте не тронутым и был возвращен обратно, так
как сумма полученных верблюдов не превышала 17-и[14].
Как-то один иудей попросил у имама назвать число, которое бы
делилось на все числа от одного до десяти. Имам Али посоветовал ему
перемножить полную сумму градусов окружности на количество дней недели,
чтобы получить необходимую сумму. То есть 360 градусов на 7 дней.
Полученная сумма составляет 2520 и делится на все цифры от одного до
десяти[15].
Представление Али у шиитов
Однажды Али ибн Абу Талиб помог одному мужчине решить проблему
отцовства. По случайности обе его жены в один и тот же день родили
мальчика и девочку. Но каждая из них твердила, что именно мальчик
является её ребёнком, и обе отказывались от девочки. Отец новорожденных
детей не знал, которой из жен поверить, и оказался в затруднительном
положении. Для решения этой проблемы Али посоветовал взять у обеих жен
в одинаковом объёме грудное молоко и взвесить. Та, у которой молоко
окажется тяжелее, действительно является матерью мальчика.
Действительно, молоко грудной матери новорождённого мальчика чуть
тяжелее молока матери новорождённой девочки[16].
Личная жизнь
Современники так описывали имама Али: он был близкого к среднему
невысокого роста, имел тёмно смуглый цвет кожи, большие черные глаза,
широкую и частую бороду, красивое лицо и когда улыбался у него были
видны зубы[17].
Наследство
В 624 году в Медине женился на дочери пророка Фатиме. К ней сватались многие известные люди (в том числе, Умар и Усман), которым она отказала. При сватовстве Али она молчанием согласилась выйти замуж за него. От Фатимы у Имама Али пятеро детей:
Хасан второй имам (р.624)
Хусейн третий имам (р.627)
Зейнаб
Умм-Кульсум
Мухсин.
11 имамов являются его прямыми потомками. Старший сын Хасан
Муджтаба второй имам. Младший сын Хусейн Сеййидишшухада третий имам. Остальные девять имамов являются
потомками Хусейна.