ШИИТЫ (от араб. аш-ши’а — "адепты",
"приверженцы", "партия") — "те, кто держит сторону Али,
зятя пророка Мухаммада". Это
высказывание иранского историка 12 в. Аш-Шахристани
четко указывает на то, что после смерти пророка
Мухаммада возникла группа мусульман, которая считала, что власть
в общине должна принадлежать только потомкам пророка
(то есть детям Фатимы, его дочери,
и Али, его двоюродного брата), а не выборным
лицам. По мнению шиитов, право на имамат (институт верховного руководства
общиной) "божественным установлением" закреплено за родом
Али.
Шиизм как религиозная доктрина складывался постепенно.
Считается, что он сформировался в период между смертью
Хусейна (внука Мухаммада, сына Али и Фатимы)
в 680 и утверждением династии Аббасидов
в качестве халифов в 749-750. Но даже в Иране
до конца 15 в. суннизм был преобладающим
направлением. Однако именно шиизм, в котором воплотилась
идея непогрешимости имама (в противовес выборному лидеру
мусульманской общины), с приходом которого должно
установиться царство справедливости, стал знаменем народных
(преимущественно крестьянских) движений в большинстве
провинций. Среди них восстание жителей Куфы против омейадского
халифа Хишама (739-740), Абу Муслима (747-750), зейдитские
восстания в Хиджазе в 762-763 × 786,
а также в 9-10 вв. в Иране.
Внутри шиизма существуют различные течения, возникшие
на базе разногласий по поводу того, кто из Алидов
достоин имамата. Основные ветви шиизма: кайсаниты (исчезли
в 11 в.), зейдиты, имамиты. Эти течения
обычно относят к "умеренным", в отличие
от исма’илитов (см.
ИСМАИЛИТЫ), которых считают "крайними". Внутри этих
подразделений возникали новые течения, исчезали или
видоизменялись старые. Различие между "крайними"
и "умеренными" появилось уже в первые столетия ислама.
Имамиты обосновывают право Алидов на власть в халифате
высказыванием Мухаммада (относящемуся к 628): "Кто признает
меня своим господином (маула), тот должен и Али
признать своим господином".
Шииты-имамиты признают 12 имамов, первым из которых
был Али и его сыновья (Хасан и Хусейн) от Фатимы,
дочери пророка Мухаммада. Далее линия имамов была продолжена
потомками Хусейна, которые в условиях господства Аббасидов
не претендовали на власть, вели пассивную и мирную
жизнь. Но, опасаясь, что Алиды могут стать знаменем борьбы
против них, халифы окружили их шпионами, постоянно
подвергали репрессиям, из-за чего смерть каждого из Алидов
считалась результатом происков правящих кругов. Это
способствовало утверждению культа мученичества. Последний (12-й)
имам исчез в возрасте 6 (или 9) лет
не позднее 878. Возникла легенда, по которой,
он не умер, а находится под покровительством
Аллаха, и должен вернуться. Народные массы связывали
с возвращением "скрытого имама" надежду на социальный
переворот в религиозной форме.
"Скрытого имама" также называют сахиб аз-заман
(властелин времени, мунтазар (ожидаемый
махди-мессия)). Имам в шиизме (в отличие
от суннизма) играет роль посредника между Богом
и людьми. Он является носителем "божественной
субстанции". Учение об имамате является краеугольным камнем
шиитской догматики. Имам непогрешим, обладает сверхчеловеческими
качествами, в то время как для суннитов имам-халиф
(исключая Мухаммада) не может претендовать
на сверхъестественные качества. Кроме того, в шиитском
исламе существует иерархия религиозных деятелей, которые
подчиняются аятолле. В частности, муджтахиды
(религиозные авторитеты) имеют право на высказывание мнения
(иджтихад) по спорным проблемам. Коран, а также
другие религиозные источники (Ахбар Али — (иначе
хадисы) предания об Али, антитеза сунне Мухаммада)
трактуются с эзотерических позиций, с учетом наличия
захир — видимого и батин — скрытого
смысла. Сам имам является обладателем тайного знания, которое
включает в себя оккультные науки и все знания
о мироздании.
Шиитские предания об Али (включающие также предания
о Мухаммаде и о потомках Али) основаны
на информации, носителями которой являются имамы. Однако
есть ахбар, содержание которых идентично содержанию хадисов,
принимаемых суннитами.
Сегодня к шиитам можно отнести большинство населения
Ирана (80%), Ирака (60%), Ливана (30%). Имеются крупные шиитские
общины в Кувейте, Бахрейне, ОАЭ (в трех государствах
вместе 48%), в Саудовской Аравии (10%), в Афганистане
и Пакистане (по 20%) и других странах (в том
числе шииты-зейдиты — 40% населения Йемена). Сюда
же следует отнести исмаилитов, часть которых признает своим
главой Ага-хана, а также 15 млн. алевитов
Турции, алавитов Сирии (12% населения). Общая
численность шиитов в мире составляет 110 млн. человек,
то есть 10% от общей численности мусульман.
Литература:
Петрушевский И.П. Ислам в Иране в VII-XV
веках. Ленинград, Издательство Ленинградского
университета, 1966
Thoraval Y. Dictionnaire de civilization
musulmane. Paris, "Larusse", 2001