ФАТИМА (606-632) — дочь пророка от его первой жены Хадиджи.
С детства она была предназначена в жены своему дяде Али, двоюродному брату Мухаммада.
Через три года после их свадьбы, состоявшейся в Медине, появился на свет Хасан,
а затем и Хусейн, любимые внуки Мухаммада. Известно, что это была добрая и
отзывчивая женщина, проявлявшая милосердие по отношению к раненым, а также ко
всем, кто нуждался в ее помощи. По свидетельству историков, Али хотел
обзавестись другими женами, однако Мухаммад, узнав об этом, предупредил, что он
может привести в дом новую жену, если только разведется с Фатимой, "ибо
она часть моего тела". Пророк был искренне привязан к семье дочери и часто
принимал в ее доме гостей, прибывающих из разных стран. Однажды, представляя
гостям Али и своих внуков, он, накрыв их плечи краем своего плаща, сказал
"А это моя семья!" Впоследствии в шиитской литературе семейство Али
стали называть ахл киса - "люди плаща".
Фатима сторонилась интриг, которые происходили среди женщин
дома пророка. Но когда пророк привез новую жену иудейку Сафию, Фатима
поддержала ее, помогая привыкнуть к новым условиям жизни. После смерти
Мухаммада Фатима (также как и Али) предполагала, что именно ее супруг
унаследует власть в общине и станет преемником Мухаммада. Однако этого не
произошло. Когда Абу Бакр, выбранный халифом, пришел к Али, чтобы объясниться,
то Фатима не пустила его. Позднее Абу Бакр отказал ей в праве наследовать
доходы от оазиса Фаддак, который считался личной собственностью пророка.
В исламском календаре 20-й день месяца рамадана считается
днем ее рождения, а третий день месяца джумада (вероятно 632) — днем ее смерти.
В жизнеописании пророка Фатиме уделено мало места. Это объясняется тем, что
передатчики сюжетов были в основном из окружения Айши, самой молодой жены
пророка.
Особо почитают Фатиму шииты, ибо для них образ Али в ряде
случаев затмевает образ Мухаммада. Отсюда и эпитет Ум абихи, то есть "мать
своего отца". В шиитской литературе можно встретить рассказы о совершаемых
ею чудесах. Кроме того, ее называли Марьям аль-кубра, то есть "старшая
(или величайшая) Марьям" в знак близости ее образа к образу христианской
Девы Марии. Об этом свидетельствует еще один эпитет аль-Батул —
"девственница".
Более того, шииты, толкуя аллегорически Коран, считают, что
о ней сказано в Коране (3:195; 55:19; 92:3). Согласно шиитской традиции именно
Фатима в Судный день первой войдет в рай.
Литература:
1. Массэ А., Ислам. М., "Наука",
1982
2. Chebel
M. Dictionnaire des symbols musulmans. Rites, mystique et civilization. Paris,
"Albin Michel", 1995