ХАШИМИТЫ. В противоположность Алидам (также Хашимитам,
но по ветви, идущей от Али, двоюродного брата
Мухаммада), хашимиты возводят свою
линию к их общему прадеду Хашиму. Именно при Аббасидах, соперничавших с Алидами,
возникла тенденция, целью которой было обосновать свое родство
с Мухаммадом непосредственно через его предков. Аббасиды
распространяли легенду о том, что халифат должен непременно вернуться
к курайшитам, то есть к потомкам отца Мухаммада.
Эта легенда должна была также обосновать правомерность свержения
Омейадов, принадлежавших к другой
ветви.
Род Хашимитов входил в состав племени Курайш (Корейш)
(из группы Мудар), политически и экономически
доминировавшему в Мекке в эпоху Мухаммада. Живя
непосредственно рядом с древним языческим святилищем
Каабой, племя Курайш контролировало
паломничество, что гарантировало его верхушке крупные доходы.
Участие Мекки во внутриаравийской торговле, контакты
с другими областями Ближнего Востока, привело
к накоплению значительных богатств. Среди курайшитов были
очень богатые роды, занимавшиеся торговлей
и ростовщичеством. Вместе с тем, были и бедные
семьи, занимавшиеся мелкой торговлей и скотоводством. Таким
был род Хашимитов (бану Хашим), к которому принадлежал
и Мухаммад. Хашим был прадедом Мухаммада, правнуком Кусая,
который некогда утвердился в Мекке, вытеснив из нее
племя джурхумитов.
О предках Мухаммада — Абд аль-Мутталибе, его деде,
и Абдаллахе, его отце, сохранились почти исключительно
легендарные сведения. Отец был небогатым купцом, оставившим своей
вдове наследство, состоявшее из пяти верблюдов, нескольких
овец и одной рабыни.
После того, как Мухаммад выступил с проповедью
единобожия, представители племенной верхушки, боясь потерять
доходы от паломничества, организовали заговор против
Мухаммада. Узнав об этом, Мухаммад перебрался в Медину
(хиджра).
Согласно мусульманской генеалогии, и Мухаммад, и его
двоюродный брат Али принадлежат к бану хашим, однако после
смерти Мухаммада потомков Али называли "Алидами",
а их противники, чтобы обосновать свое право
на власть в халифате, называли себя "Хашимитами".
Современные Хашимиты — потомки шерифа, правителя
и хранителя священных мест ислама в Мекке. Они правили
Меккой с 960 по 1924. Один из них —
Хусейн ибн-Али (1856-1931) был шерифом (правителем) Мекки
с 1908 по 1916. Затем, опираясь на народное
недовольство турецким господством, поднял
в 1916 восстание арабов Хиджаза против Турции.
Восстание увенчалось успехом. При поддержке Великобритании Хусейн
был провозглашен королем Хиджаза, однако аннексия Хиджаза
ваххабитом Ибн Саудом положила
в 1924 конец этой монархии.
Его сын Фейсал основал в 1921 династию королей
в Ираке, просуществовавшую до 1958. В результате
переворота, осуществленного армейской верхушкой во главе
с бригадным генералом Абд аль-Керимом Касемом, король Фейсал
II, а также наследный принц дядя Абдул Иллах были
убиты.
Другой сын Хусейна — Абдалла (годы правления 1946-1951)
положил начало династии Хашимитов в Иордании. Здесь Хашимиты
остаются у власти по сей день. Нынешний король Абдалла
пришел к власти после смерти своего отца короля Хусейна
Ибн-Талала (1935-1999).
Ольга Бибикова
Литература:
- Васильев А.М. История Саудовской Аравии. М.,
Наука, 1982
- Tharoval Y. Dictionnaire de Civilization
musulmane. Paris, Larousse, 2001
|