ШИИТЫ (от араб. аш-ши’а — "адепты",
"приверженцы", "партия") — "те, кто держит сторону
Али, зятя пророка Мухаммеда". Это высказывание иранского историка 12 в.
Аш-Шахристани четко указывает на то, что после смерти пророка Мухаммада
возникла группа мусульман, которая считала, что власть в общине должна
принадлежать только потомкам пророка (то есть детям Фатимы, его дочери, и Али,
его двоюродного брата), а не выборным лицам. По мнению шиитов, право на имамат
(институт верховного руководства общиной) "божественным
установлением" закреплено за родом Али.
Шиизм как религиозная доктрина складывался постепенно.
Считается, что он сформировался в период между смертью Хусейна (внука Мухаммеда,
сына Али и Фатимы) в 680 и утверждением династии Аббасидов в качестве халифов в
749-750. Но даже в Иране до конца 15 в. суннизм был преобладающим направлением.
Однако именно шиизм, в котором воплотилась идея непогрешимости имама (в
противовес выборному лидеру мусульманской общины), с приходом которого должно
установиться царство справедливости, стал знаменем народных (преимущественно
крестьянских) движений в большинстве провинций. Среди них восстание жителей
Куфы против омейадского халифа Хишама (739-740), Абу Муслима (747-750),
зейдитские восстания в Хиджазе в 762-763 × 786, а также в 9-10 вв. в Иране.
Внутри шиизма существуют различные течения, возникшие на
базе разногласий по поводу того, кто из Алидов достоин имамата. Основные ветви
шиизма: кайсаниты (исчезли в 11 в.), зейдиты, имамиты. Эти течения обычно
относят к "умеренным", в отличие от исма’илитов (см. ИСМАИЛИТЫ),
которых считают "крайними". Внутри этих подразделений возникали новые
течения, исчезали или видоизменялись старые. Различие между
"крайними" и "умеренными" появилось уже в первом столетие
ислама. Имамиты обосновывают право Алидов на власть в халифате высказыванием Мухаммеда
(относящемуся к 628): "Кто признает меня своим господином (маула), тот
должен и Али признать своим господином".
Шииты-имамиты признают 12 имамов, первым из которых был Али
и его сыновья (Хасан и Хусейн) от Фатимы, дочери пророка Мухаммеда. Далее линия
имамов была продолжена потомками Хусейна, которые в условиях господства
Аббасидов не претендовали на власть, вели пассивную и мирную жизнь. Но,
опасаясь, что Алиды могут стать знаменем борьбы против них, халифы окружили их
шпионами, постоянно подвергали репрессиям, из-за чего смерть каждого из Алидов
считалась результатом происков правящих кругов. Это способствовало утверждению
культа мученичества. Последний (12-й) имам исчез в возрасте 6 (или 9) лет не
позднее 878. Возникла легенда, по которой, он не умер, а находится под
покровительством Аллаха, и должен вернуться. Народные массы связывали с
возвращением "скрытого имама" надежду на социальный переворот в
религиозной форме.
"Скрытого имама" также называют сахиб аз-заман
(властелин времени, мунтазар (ожидаемый Махди - мессия)). Имам в шиизме (в
отличие от суннизма) играет роль посредника между Богом и людьми. Он является
носителем "божественной субстанции". Учение об имамате является
краеугольным камнем шиитской догматики. Имам непогрешим, обладает
сверхчеловеческими качествами, в то время как для суннитов имам-халиф (исключая
Мухаммеда) не может претендовать на сверхъестественные качества. Кроме того, в
шиитском исламе существует иерархия религиозных деятелей, которые подчиняются
аятолле. В частности, муджтахиды (религиозные авторитеты) имеют право на
высказывание мнения (иджтихад) по спорным проблемам. Коран, а также другие
религиозные источники (Ахбар Али — (иначе хадисы) предания об Али, антитеза сунне
Мухаммеда) трактуются с эзотерических позиций, с учетом наличия захир —
видимого и батин — скрытого смысла. Сам имам является обладателем тайного
знания, которое включает в себя оккультные науки и все знания о мироздании.
Шиитские предания об Али (включающие также предания о Мухаммеде
и о потомках Али) основаны на информации, носителями которой являются имамы.
Однако есть ахбар, содержание которых идентично содержанию хадисов, принимаемых
суннитами.
Сегодня к шиитам можно отнести большинство населения Ирана
(80%), Ирака (60%), Ливана (30%). Имеются крупные шиитские общины в Кувейте,
Бахрейне, ОАЭ (в трех государствах вместе 48%), в Саудовской Аравии (10%), в
Афганистане и Пакистане (по 20%) и других странах (в том числе шииты-зейдиты —
40% населения Йемена). Сюда же следует отнести исмаилитов, часть которых
признает своим главой Ага-хана, а также 15 млн. алевитов Турции, алавитов Сирии
(12% населения). Общая численность шиитов в мире составляет 110 млн. человек,
то есть 10% от общей численности мусульман.
Ольга Бибикова
Литература:
1. Петрушевский И.П. Ислам в Иране в VII-XV веках.
Ленинград, Издательство Ленинградского университета, 1966
2. Thoraval Y. Dictionnaire de civilization musulmane.
Paris, "Larusse", 2001