АББАСИДОВ ДИНАСТИЯ (араб. аббасийун) (750-1258) —
вторая династия арабских халифов. Название династии происходит
от имени дяди пророка аль-Аббаса. Принадлежность его
к роду Хашим (откуда происходил и сам пророк Мухаммад)
делало правление Аббасидов более легитимным. До монгольского
завоевания 1258 года 38 аббасидских халифов правили
в Багдаде, а после 1261 (до османского
завоевания Египта в 1517) 17 халифов (некоторые —
с перерывами) правили в Каире. При втором правителе
аль-Мансуре (754-775) был основан
Багдад, который стал одним из самых великолепных городов
своего времени.
В отличие от Омейадов, Аббасиды
всячески подчеркивали теократическую природу власти, что
свидетельствует об усилении персидских традиций, особенно
благодаря визирям из рода Бармекидов (при халифах аль-Махди
и Харуне ар-Рашиде). Иранское
влияние изменило характер управления государством. Халиф стал
символом религиозной власти, что положило конец связям династии
с арабской аристократией. Источником сплочения империи,
по словам известного австрийского исламоведа Г. фон
Грюнебаума, были уже не "„арабская нация“, не арабы
на руководящих постах, а династия, обеспечивающая
исламское единство и, в конечном счете, целостность
самого ислама". Правители стремились поддерживать равновесие
между арабами и иранцами, которые привели династию
к власти. На самом деле халифат времен Аббасидов
представлял собой конгломерат племен и народов, стоявших
на разных ступенях экономического, социально-политического
и культурного развития.
В результате усилилось религиозное брожение в провинциях,
возникли различные богословские школы. Кроме того, Алиды (потомки
Али) не оставляли попыток вернуться к власти.
Практически весь период правления династии то и дело
вспыхивали мятежи и восстания. Возрождение персидских учений
пророческого или мессианского характера, питаемое в иранских
провинциях антиисламскими настроениями, способствовало росту
народных движений.
Пытаясь централизовать судебную и административную
систему, Аббасиды способствовали созданию фундамента для
локальной юридической практики, опирающейся на предания
о деяниях и высказываниях пророка (см. СУННА). Однако канонизации правовой
системы не произошло, так как не удалось преодолеть
региональные различия. Возникло несколько правовых школ,
использовавших в качестве источников права Коран, хадисы, а также такие инструменты
как иджма (согласованное мнение законоведов), рай
(мнение) и кийас (суждение по аналогии),
применявшиеся ими по-разному.
Легитимность власти халифа не могла быть подвергнута
обсуждению. Но не было единомыслия по вопросу
престолонаследия: многие халифы избирали преемников. Некоторые
халифы приходили к власти в результате заговоров,
например, аль-Хади (785-786) был удавлен и ему наследовал
его брат Харун ар-Рашид. Аль-Кахир (932-934), не желавший
отречься от престола, был ослеплен.
Характерной чертой первого периода правления династии стала
полемика между приверженцами разных конфессий, юридических школ,
сектантов, которая велась в атмосфере относительной
религиозной терпимости. Но многообразию чуждых
ортодоксальному суннизму представлений о мироустройстве,
носивших печать немусульманских культур — манихейства и зороастризма, скептицизма и рационализма античной
философии, сектантскому инакомыслию, суннитская ортодоксия могла
противостоять, лишь обладая собственными идеологическими
аргументами. Это стало возможно лишь после того как
в 8-9 вв. сложился фикх — мусульманское право,
а в 9-10 вв. — спекулятивная мусульманская
теология, рождавшаяся в спорах по вопросам
о всемогуществе Аллаха, его атрибутах, об источнике
бытия и т.п. Основное направление развития религиозной
философии определялось потребностью трактовать социальные
невзгоды как недостаток веры. Возникло также рационалистическое
учение мутазилитов (от араб. аль-му’атазила —
"удалившиеся"), стремившихся упорядочить методы мышления, создать
ясные теологические концепции.
Первые 300 лет правления Аббасидов отмечены всесторонним
развитием культуры, науки, экономики и торговли. В
халифате шел интенсивный процесс освоения культуры персидской
и византийской империй, а также античного наследия.
10 век, по образному выражению швейцарского востоковеда
А.Меца, стал периодом "мусульманского ренессанса" для арабской
культуры. В Багдаде были созданы крупные научные центры
(Дар уль-хикма — дом мудрости), включавшие
в себя библиотеки, службы перевода и копирования
рукописей.
Ольга Бибикова
Литература:
- Босворт К.Э. Мусульманские династии. М., Наука,
1971
- Массэ А. Ислам. М., Наука, 1982
- Грюнебаум фон Г.Э. Классический ислам (600-1258).
М., Наука, 1988
- Мец А. Мусульманский ренессанс. М., Наука,
1996
- Мусаев М.М. Мутазилиты. М., Институт
Востоковедения РАН, 1997
- Мюллер А. История ислама. М., АСТ-Астрель,
2004
|