ФИКХ (араб. "знание") — комплекс представлений
о юридических нормах, а также правилах поведения
мусульман. Носители этого знания — факихи
("знающие"), богословы-законоведы, знатоки богословских наук.
При "праведных халифах" (632-661) сохранялась доисламская
система социальных норм, представленная в основном
племенными традициями. К середине 7 в. было
завершено завоевание Ирана, арабские войска овладели восточными
провинциями Византийской империи — Сирией, Египтом
и североафриканскими областями. К середине
8 в. к были завоеваны территории современного
Афганистана, Средняя Азия, Закавказье. На Северном Кавказе
арабы дошли до Дербента. На Западе в состав
халифата был включен почти весь
Пиренейский п-в и Южная Франция. На захваченных
территориях обычаи покоренных народов (в том случае, если
они не противоречили исламу) долгое время продолжали
существовать в неизменном виде. Использование элементов
администрирования, принятых у византийцев и персов,
сопровождалось знакомством с правовыми системами соседних
стран, в том числе церковным правом восточно-христианских
церквей, римским правом и иудейскими законами. Одновременно
шел процесс адаптации многочисленных местных традиций
и обычаев, которые получили исламское толкование.
В раннефеодальном обществе халифата
7-9 вв. не было четкого разделения между
религиозной общиной и государством, и все специалисты
по фикху одновременно были теологами и юристами. Само
становление фикха как юриспруденции произошло после того, как
начали использовать на практике прецедент, имея ввиду
поступок или высказывание пророка в конкретных
обстоятельствах. Первые труды по фикху представляли собой
собрание хадисов, которые брали за образец для решения той
или иной юридической проблемы. Впоследствии произошла
систематизация документального материала, связанного
с жизнью пророка, на основе которого фикх постепенно
стал самостоятельной дисциплиной.
Образование халифата на огромном пространстве Азии
и Северной Африки требовало создания универсального свода
права, которое способно охватить все явления общественной жизни.
Для этого началось систематическое изучение Корана и хадисов, как источников
права.
В 8 в. среди мусульманских правоведов возникло
стремление создать универсальную систему права. Все возникшие
группы теологов брали за основу Коран и сунну (Мухаммада, его сподвижников),
но для разрешения спорных ситуаций применяли разные методы
(усуль — корни, араб.).
В частности, выделилась группа факихов, которую называли
асхаб ар-рай (сторонники самостоятельного
суждения). В основном это были сирийские (дамасские)
и иракские (из Куфы, Басры и Багдада)
теологи-правоведы. Они считали возможным отойти
от буквального понимания отдельных мест Корана
и хадисов, допуская личное мнение (ар-рай)
и вводя, таким образом, элемент рационализма. Однако
использование подобного метода ограничивалось кийасом
(араб. "аналогия", "сопоставление"). То есть для того, чтобы
сделать логическое заключение, необходимо было найти аналогию
в Коране или хадисах.
Второе направление было представлено "сторонниками предания"
(асхаб аль-хадис), в основном факихами Медины,
делавшими упор на Коран и Сунну, что отражало
консервативную точку зрения.
Высказывание личного мнения вызвало протест части факихов,
которые потребовали, чтобы принцип кийаса использовался при
наличии иджмы (от араб. аджмаа —
"согласовывать", "решать сообща"). Иджма должна была быть
представлена общим мнением авторитетных специалистов —
законоведов. Таким образом, мусульманское право обрело (кроме
Корана и сунны) новые источники права: рай, иджма
и кийас, которые были признаны всеми факихами, но рамки
их применения были различными.
Однако меняющаяся ситуация заставила представителей второго
течения несколько отступить, хотя они использовали иджму
и кийас (согласованное мнение и суждение
по аналогии) достаточно ограниченно.
Со временем возникли юридические школы (мазхаб —
мазахиб, араб), которые различаются по степени
применения новых принципов (корней — усуль).
На сегодняшний день наиболее популярными являются
у суннитов — ханифитская, маликитская, шафиитская
и ханбалитская школы, а у шиитов —
джаафаритская.
В частности, факихи ханифитской школы (основатель имам
ан-Ну’ман Абу Ханифа (696-767)) широко применяли рай,
а в спорных случаях прибегали к кийасу. Кроме
того, они разработали принцип истихсан (одобрение —
араб.), который отражал стремление выработать наиболее полезное
для мусульманской общины решение. В этом мазхабе допустимо
широкое пользование (помимо религиозного права) ’адатом
и ’урфом — местным обычным (племенным) правом,
сложившимся до принятия ислама, а также
кануном — положениями, принятыми светской властью.
Благодаря этим инструментам ханифитское право является наиболее
гибким. Его охотно принимали кочевники, стремившиеся сохранить
свои старинные обычаи. В настоящее время эта школа является
доминирующей в странах, где преобладает суннитское
население.
Маликитский мазхаб (основатель Малик ибн Анас,
ум. в 795) был представлен более строгими приверженцами
предания. Но и они были вынуждены согласиться
с применением индивидуального толкования (рай)
и суждения по аналогии (кийаса), хотя
и ограниченно. Что касается иджмы, то допускалось
только согласованное мнение факихов Медины. Со временем был
выработан принцип истислаха (улучшение — араб.). Этот
принцип был схож с принципом истихсана у ханифитов.
Шафииты — сторонники мазхаба, разработанного Мухаммадом
ибн Идрисом аш-Шафи’и (ум. 820), — применяют рай
(хотя и не считают его твердой основой) и кийас,
строго определив рамки их использования. Иджма понимается
как согласное мнение факихов данного периода. Вместо истихсана
они предлагают применять истисхаб (искание связи
с чем-то известным — араб.).
Позднее всех сформировался ханбалитский мазхаб —
в 12 в. Название связано с именем Ахмеда ибн
Ханбаля (ум. 855), бывшего ученика аш-Шафии. Собственной
доктрины он не создал, но поздние его высказывания
легли в основу новой системы права, созданной его
последователями. Появление этого мазхаба отражала точку зрения
наиболее консервативных религиозных кругов, выступавших
за очищение религии от нововведений (бида’),
появившихся после смерти Мухаммада. Отсюда крайняя нетерпимость
ко всему, что не может опереться на священное
предание. Тем не менее, ханбалиты допускают иджму
(но только сподвижников пророка Мухаммада), а кийас
возможен в исключительных случаях. Рай, как личное мнение,
был признан несовместимым с верой.
Первоначально ханбалитский мазхаб пользовался широким
признанием в Сирии и Месопотамии, но затем,
с приходом тюрок, был потеснен ханифитской школой. В
настоящее время сохраняется в Саудовской Аравии.
Мазхаб аль-Джа’афарийа является религиозно-правовой школой
шиитов-имамитов. Название происходит от имени 6-го имама
Джа’афар ас-Садика (ум. 765), хотя оформление правовой
системы произошло позднее. Так же как
и в суннизме, шиитские теологи-правоведы сначала
представляли два течения. Первое течение — ахбариты
(традиционалисты) опирались на ахбар (сунна Али,
то есть на предания, записанные со слов шиитских
имамов), принятый в шиизме в качестве единственного,
после Корана, источника религиозного знания и фикха. Второе
течение было представлено усулитами, сторонниками
рационального направления, допускавшего использование усуль
аль фикх (Коран, ахбар, иджма и ’акл (разум )).
Впоследствии второе течение одержало верх (хотя разногласия
сохранялись еще долго). В 14 в. джаафариты стали
пользоваться методом иджтихада (усердствование —
араб.), который предполагал выработку мнения наиболее уважаемых
шейхов — муджахидов, а с 19 в. — принципом
иджма, как единодушного мнения шиитских муджтахидов
(муджтахид — ученый-богослов, имеющий право выносить
суждение по вопросам фикха), выражавших волю непогрешимого
"скрытого имама" (см.
ШИИТЫ).
Шиитское правоведение разделяет все проблемы, находящиеся
в ведении фикха на четыре группы: первая группа
(ибадат) рассматривает все, что связано с культом.
Вторая (аль-укуд) — двусторонние сделки (включая
брак). Третья (аль-икаат) — сделки, совершаемые
в односторонней форме, а четвертая
(аль-ахкам) — ответственность за причинение
вреда.
В дальнейшем под фикхом и сунниты и шииты стали
подразумевать комплекс социальных наук, куда входят все сферы
общественной жизни, включая правила поведения, вежливости
и т.д.
Литература:
- Массе А. Ислам. М., "Наука", 1982
- Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. Вопросы теории
и практики. М., "Наука", 1986
- Мец А. Мусульманский ренессанс. М., "ВиМ",
1996
- Биляль Филипс, Абу Амина. Законы жизни мусульман.
Эволюция фикха. М., "УММА", 2002
|