СКЕПТИЦИЗМ (от греч. "скепсис" — исследование,
рассмотрение) — в античной философии течение,
представители которого не выдвигали никакого положительного
учения о мире и человеке и не утверждали
возможность истинного познания, но воздерживались
от окончательного суждения обо всем этом. Наряду
с эпикуреизмом и стоицизмом, скептицизм — одна
из ведущих школ античной философии периода эллинизма. Все
не-скептические философские учения внутри школы именовались
"догматическими". Традиционно история античного скептицизма
рассматривается в двух школьных преемствах: Пиррон
и его последователи и скептицизм Новой Академии
(см. также АКАДЕМИЯ).
Ранний пирронизм. Основатель — Пиррон из Элиды (365-275), его
продолжатель — Тимон из Флиунта, с возобновлением
пирроновской философии в 1 в. до н.э. связаны
скептики Энесидем и Агриппа.
Скептическая Академия берет начало со схолархата
(схоларх — руководитель школы) Аркесилая (ок. 268) и продолжается
вплоть до времени Филона из Лариссы
(1 в. до н.э.).
Скептики сформулировали три основных философских вопроса:
какова природа вещей? Как мы должны к ним относиться?
Какую выгоду мы получаем из такого отношения?
И дали на них ответ: природа вещей нами познана быть
не может; поэтому следует воздержаться от суждений
от вопросов истинности; следствием такого отношения должна
стать невозмутимость духа ("атараксия"). Вывод
о непознаваемости природы вещей делается на основании
равнодоказуемости противоположных суждений об этом мире
и невозможности признать одно суждение более достоверным,
чем другое. Воздержание от суждения ("эпохе") представляет
собой особое состояние ума, который ничего не утверждается,
но и ничего не отрицается. Состояние "эпохе"
противоположно состоянию сомнения и связанному с ним
переживанию смятения и неуверенности — следствием эпохе
как рая является спокойствие и внутренняя удовлетворенность.
Таким образом, следствием из теоретического скептицизма
по поводу вопросов устройства мира и его познания
является содержательный этический вывод об идеале
практического поведения. Тем самым, хотя скептики
и не ставили в непосредственную связь достижения
счастья от глубины теоретического познания, все-таки
оставались в рамках традиционного античного рационализма:
достижение этического идеала прямо соотнесено с пониманием
границ теоретического познания.
Наиболее влиятельными философами-скептиками явились
представители Новой Академии Аркесилай и Карнеад, много
усилий потратившие на критику стоической философии
и гносеологии. В целом пост-пирроновский скептицизм
отличает бóльший интерес к логико-гносеологической
проблематике, в отличие от морально-этической окраски
учения Пиррона. Источники скептицизма сохранились плохо:
от сочинений скептиков-академиков остались незначительные
фрагменты, Пиррон, наиболее ранний из сторонников
скептицизма, не оставил никаких письменных сочинений. Важные
сведения об античном скептицизме содержатся
в сочинениях Секста Эмпирика (кон.
2 в. н.э.), особенно в Трех книгах Пирроновых
положений.
|