АЙША (613-678) — дочь Абу
Бакра, сподвижника пророка, с 622 — супруга пророка
Мухаммада. После смерти своей первой
жены Хадиджи пророк женился на Сауде, женщине, которая,
также как и Хадиджа, была старше его. Однако она
не смогла заменить покойную жену, а Мухаммад
не смог к ней привязаться. Тогда Абу Бакр предложил ему
жениться на его дочери Айше, которой в ту пору
было 6 лет. Ряд исследователей считает, что этот брак (также
как и некоторые другие) был совершен с политическими
целями, ибо союз Мухаммада с ее отцом Абу Бакром
означал укрепление авторитета пророка в Мекке.
До 9 лет Айша жила в доме Мухаммада
на положении дочери, а затем, после переезда
в Медину, Айша стала супругой пророка.
Айша считалась любимой женой пророка, так как в отличие
от других жен, она имела на него влияние. В Коране
можно найти упоминание об Айше. В суре 24 (аят
11) рассказывается, как при возвращении из одного
похода Айша отстала от каравана. Ее нашел молодой
мусульманин, который привез женщину в лагерь. Али,
двоюродный брат и зять пророка, предложил Мухаммаду
развестись с юной женой, чтобы прекратить сплетни. Однако
пророк, поколебавшись несколько дней, посредством откровения
доказал невиновность Айши. Но ее отношения с Али
испортились, о чем свидетельствует поддержка Айшей
соперников Али, претендовавших на власть в общине после
смерти пророка.
Тальха и Зубейр, сподвижники пророка, объединившись
вместе с Айшей под предлогом мести за погибшего халифа
Усмана (Османа), участвовали в битве против войск Али
в начале декабря 656. При этом Айша восседала
в паланкине, укрепленном на спине верблюда, как это
было предписано бедуинской традицией. Считалось, что женщина
на священном верблюде должна была принести победу, однако
этого не случилось. Тальха и Зубейр погибли,
а Айша попала в плен, но затем с почетом была
отправлена в Медину. С тех пор эту битву стали
именовать "верблюжьей", а Айшу — называть "матерью
верующих".
С именем Айши связано большое число хадисов, приведенных
в известном сборнике хадисов "ас-Сахих" аль-Бухари.
Ольга Бибикова
Литература:
- Массэ А. Ислам. М., Наука, 1982
- Сhebel M. Dictionnaire des symbols musulmans.
Rits, mystique et civilisation. Paris, "Albin
Michel", 1995
|