МЕККА — город в Саудовской Аравии, административный и
торговый центр области Хиджаз. Родина Мухаммада, основателя ислама, главное
место паломничества мусульман.
До Мухаммада достоверных исторических сведений о Мекке не
было, хотя, возможно именно о ней под именем Макораба рассказывает в Географии Птолемей
(2 в. н.э.) В 5-6 вв. она была важным перекрестком торговых путей, по которым к
средиземноморским берегам доставляли специи и благовония, драгоценные камни и
металлы, кожи и слоновую кость из Аравии, Индии и Африки. Через Мекку ехали
купцы, направляясь из Вавилонии и Ирана в Йемен, к берегам Индийского океана и
Красного моря. В конце 6 в. отношения между Ираном и Византией были
напряженными, и купцы, не желавшие попасть на территорию военных действий, стали
искать новые маршруты и новые места для торговли. Постепенно теряла свое
значение Пальмира (древний Тадмор) и Хира на севере Ирака. Смещение торговых
путей к югу принесло временное преимущество Мекке. Она стала пунктом,
связывающим континентальные районы Азии с югом Аравии и африканским побережьем.
Это предопределило знакомство жителей древней Мекки с культурой и религиозными
верованиями народов этих районов.
Торговля с ближними и дальними соседями приносила большие доходы.
Мекканцы создали систему договоров с соседними племенами, а благоприятные
климатические условия оазиса, в котором находилась Мекка, сделали город не
только коммерческим, но и сельскохозяйственным центром.
В экономическом отношении Мекка сумела воспользоваться как
своим географическим положением, так и византийско-персидской враждой, и это
позволило ей выдвинуться в ведущие города региона.
Тем не менее, постоянные набеги бедуинов, военные действия
между Персией и Византией, и чума, вспыхивающая с интервалом в семь лет, делали
ситуацию в Мекке нестабильной. Инерция общинно-родовой организации уже не
отвечала меняющимся условиям. В Аравии появились ханифы, отвергавшие поклонение
племенным идолам, а также аскеты, соблюдавшие ритуальную чистоту, верившие в
единого бога. Было очевидно, что примитивное язычество, являвшееся
идеологической основой традиционных отношений, не выдерживало конкуренции с
соседними мировыми религиями.
Согласно легенде, Меккой некогда владело племя джурхум, а
затем (во время движения южноаравийских племен на север) здесь обосновалось
племя хузаа, которых, в свою очередь, вытеснили представители племени Курайш
(Корейш). До того, как началась проповедь Мухаммада, курайшиты прочно
утвердились в Мекке.
Первоначально курайшиты занимались разведением верблюдов,
которых сдавали внаем караванщикам, а так как дороги были небезопасными, то они
за определенную плату сопровождали караваны. Курайшиты, представлявшие
мекканскую аристократию, взяли на себя охрану языческих идолов, установленных неподалеку
от Каабы, паломничество к ней, организацию ярмарок, которые происходила здесь
дважды в год — весной и осенью, когда по взаимному согласию местных племен
прекращались набеги и вражда.
Курайшиты делились на десять родов, среди которых богатством
выделялся род Умайа (Омейа) (род Хашим, к которому принадлежало семейство
Мухаммада, напротив, был бедным).
Наряду с язычниками-курайшитами в городе жили также иудеи и
христиане (последние были представлены различными соперничавшими между собой
церквами).
С образованием халифата значение Мекки как торгового центра
уменьшилось, но ее религиозное значение возросло, особенно благодаря
паломничеству (см. ПЯТЬ СТОЛПОВ ИСЛАМА). До середины 10 в. вместе с другими
городами Хиджаза Мекка находилась под властью сначала Омейадов, затем Аббасидов.
В 929 Мекка подверглась нашествию бахрейнских карматов, а в 941 присоединена к
египетско-сирийским владениям Мухаммада Ишхида (935-946) и с тех пор находилась
в зависимости от Египта. В 1517 Мекка признала суверенитет турецких султанов,
при которых местные правители — шерифы — пользовались значительной
самостоятельностью. В 1916 восстание Хусейна ибн Али положило конец турецкому
владычеству в Хиджазе. В 1924 Мекка была взята войсками Ибн-Сауда — султаном
Неджда. В 1932 вошла в состав королевства Саудовская Аравия.
Основным занятием жителей города по-прежнему является
торговля и обслуживание паломничества. Распространено мелкое производство, в
основном предметов религиозного культа.
Ольга Бибикова
Литература:
Encyclopedie
de l’Islam. Dictionnaire geographique, ethnographique et biographique des
peuples musulmans. Leyde-Paris, 1931
Массэ А. Ислам. М., "Наука", 1982
Грюнебаум фон Г.Э. Классический ислам. 600-1258. М.,
"Наука", 1988
Ислам. Историографические очерки. М., "Наука", 1991
Thoraval Y.
Dictionnaire de civilisation musulmane. Paris, "Larousse",
1995
Резван Е.А. Коран и его мир. Санкт-Петербург. "Петербургское
востоковедение", 2001