ПИФАГОР (2-я пол. 6 в. — нач.
5 в. до н.э.) — древнегреческий мыслитель
и политический деятель. Сведения о жизни
и сочинениях Пифагора черпаются из разнообразной
и во многом противоречивой античной биографической
традиции, основанной на восходящих к Академии
и Ликею систематических сводках. Сам Пифагор ничего
не писал.
Родился на о. Самос ок. 570 до н.э.,
в юности, возможно, ездил учиться в Милет, где слушал
Анаксимандра. Также источники сообщают
о якобы совершенном Пифагором путешествии в Египет
и Вавилон для знакомства с древневосточной математикой
и астрономией; ок. 532 до н.э. под давлением
тирании Поликрата переселился в Кротон (Юж. Италия),
где основал политическое сообщество, проповедовавшее
аристократические идеалы и ставшее весьма влиятельным,
особенно в годы войны с Сибарисом
(ок. 510 до н.э.). Харизматический лидер
и выдающийся оратор, умевший говорить со слушателями
разной подготовки и разного жизненного опыта
на понятном им языке, Пифагор снискал громкую
политическую славу. Но в результате антипифагорейского
восстания, руководимого Килоном, бежал в Метапонт, где умер,
вероятно, ок. 497/496 до н.э.
Отсутствие письменной фиксации пифагорова учения
до Филолая и абсолютный
авторитет Пифагор в сочетании с требованием приписывать
учителю все открытия учеников делают реконструкцию
первоначального учения Пифагора сложной проблемой.
С достаточной долей уверенности можно говорить
о космологических воззрениях Пифагора (зарождение мира путем
взаимодействия двух начал, предела и беспредельного);
о его учении о душе (бессмертие души, трактовка
ее сущности как гармонии, переселение душ в новые тела
после смерти, т.н. "метемпсихоз") и связанные с этим
культовые запреты на принесение в жертву животных
и воздержание от животной пищи вообще. В
математике Пифагор создал теорию пропорций, доказал знаменитую
теорему о сумме квадратов катетов треугольника ("теорему
Пифагора"); развил теорию четных и нечетных чисел,
и в целом стал основоположником теоретической
арифметики; развил теорию пропорций, нашел численное выражение
для гармоничных интервалов (кварты, квинты и октавы).
Восходящая к академику и перипатетику Гераклиду Понтийскому традиция называет
Пифагора автором слова "философия", понимаемой как предпочтение
жизни, посвященной познанию. Аристотель вкладывает в уста
Пифагора слова о том, что "человек создан богом для познания
и созерцания" (Протрептик, фр. 18, 20).
Восходящие к первым пифагорейцам культ дружбы, борьба против
роскоши и неумеренности принадлежит к числу многих
элементов, которые связывают Пифагора с идеологией,
представленной Семью мудрецами. К ней принадлежат также
почитание богов и родителей, самоограничение в частной
и общественной жизни, умеренность в питье, еде
и одежде. Все эти вещи были неразрывно связаны
с идеалом крепости тела и духа, достижению которых
служили спортивные занятия (многие пифагорейцы были выдающимися
атлетами, победителями Олимпийских игр) и медицина,
в особенности диететика, бывшая основным направлением
кротонской школы медицины, а также музыка, способная
благотворно влиять на душу (учение о душе как
гармонии).
Свидетельства: Фрагменты ранних греческих философов.
Изд. А.В.Лебедев. М., 1989.
Мария Солопова
Литература:
- Жмудь Л.Я. Пифагор и его школа. Л., 1990
- Жмудь Л.Я. Наука, философия, религия в раннем
пифагореизме. СПб, 1994
|