Бенедикт
Спиноза СПИНОЗА, БЕНЕДИКТ (Spinoza, Benedictus) (1632-1677), или Барух
д’Эспиноза, известный голландский философ, один
из крупнейших рационалистов 17 в. Родился
в Амстердаме 24 ноября 1632. Родители Спинозы были
еврейскими эмигрантами, переселившимися из Португалии,
и он был воспитан в духе ортодоксального иудаизма.
Однако в 1656, после конфликта с городскими властями
Спиноза был подвергнут "великому отлучению" еврейской общиной
за еретические взгляды (в основном касавшиеся
христианства — община опасалась ухудшения отношений
с властями), а в 1660 был вынужден покинуть
Амстердам и перебрался на несколько лет
в деревушку Рейнсбург близ Лейдена, где продолжал
поддерживать связи с кружком коллегиантов —
религиозного братства, позднее объединившегося
с меннонитами. Из Рейнсбурга он переселился
в Ворбург — селение вблизи Гааги,
а с 1670 до своей смерти 21 февраля
1677 жил в самой Гааге. Спиноза зарабатывал
на жизнь изготовлением и шлифовкой линз для очков,
микроскопов и телескопов, а также частными уроками;
в последующие годы его доход пополнялся скромной пенсией,
которая выплачивалась двумя знатными покровителями. Благодаря
этому он вел независимый образ жизни и мог позволить
себе занятия философией и переписку с ведущими учеными
того времени. В 1673 ему было предложено место
профессора на кафедре философии в Гейдельбергском
университете, однако Спиноза отказался от предложения,
сославшись на враждебное отношение к нему
со стороны официальной церкви. Главными его произведениями
являются Богословско-политический трактат (Tractatus
Theologico-Politicus), опубликованный анонимно
в Амстердаме в 1670, и Этика
(Ethica), начатая в 1663 и законченная
в 1675, но изданная только
в 1677 на латинском языке в книге
Посмертные произведения (Opera Posthuma) вместе
с незаконченными трактатами о научном методе
(Трактат об усовершенствовании разума, Tractatus
de Emendatiae Intellectus), о политической теории
(Tractatus Politicus), грамматикой древнееврейского языка
(Compendium Grammatices Linguae Hebraeae) и письмами.
Единственной книгой, изданной при жизни Спинозы и под его
именем, был труд Начала философии Рене Декарта, части
I и II, доказанные геометрическим способом
(Renati des Cartes Principiorum Philosophiae Pars
I et II, More Geometrico Demonstratae, per
Benedictum de Spinoza, 1663).
Годы жизни Спинозы совпали с началом эпохи Нового
времени. В своем творчестве он осуществил синтез
научных идей эпохи Возрождения с греческой, стоической,
неоплатонической и схоластической философией. Одна
из трудностей, с которыми сталкиваются исследователи,
пытающиеся осмыслить идеи его самой известной работы —
Этики, состоит в том, что Спиноза часто использует
схоластические термины в совершенно другом, не принятом
в схоластике смысле. Поэтому, чтобы понять настоящий смысл
этого труда, необходимо учитывать существенно новые научные
и онтологические предпосылки, на которые опирался
философ.
Главной сферой интересов Спинозы является философская
антропология, исследование человека в его отношении
к обществу и всему мирозданию. Оригинальность его идей
заключалась в попытке распространить "коперниканскую
революцию" на сферы метафизики, психологии, этики
и политики. Иначе говоря, Спиноза рассматривал природу
в целом и человеческую природу в частности
объективно и беспристрастно — так, как если бы это
были геометрические проблемы, и пытался по возможности
исключить по-человечески понятное стремление принимать желаемое
за действительное, например, предполагать существование
целей или конечных причин в природе. "Геометрический
способ", которым изложена Этика, — не что иное,
как попытка избежать обвинений в пристрастии
к определенным взглядам. Следуя Джордано Бруно, Спиноза
рассматривал космос не как конечную, но как бесконечную
систему и придерживался гелиоцентрической,
а не геоцентрической гипотезы, принятой
в схоластике. Природа, согласно Спинозе, является причиной
самой себя (causa sui). Спиноза считал человека частью природного
порядка, а не каким-то особым творением,
не подчиняющимся универсальным законам природы. Бог —
это динамический принцип, имманентный природе в целом
(natura naturans, порождающая природа),
а не некий трансцендентный творец природного
порядка. В качестве динамического принципа спинозовский Бог,
в сущности, является безличностным Богом науки — Богом,
который выступает объектом "интеллектуальной любви" (amor Dei
intellectualis), но, в отличие от библейского
Бога, не отвечает взаимностью на человеческую любовь
и не особенно заботится о благополучии подопечных
ему индивидов.
Отталкиваясь от декартовского дуализма, Спиноза выдвинул
теорию параллелизма тела и сознания, согласно которой
сознание, подобно телу, также подчиняется определенным
законам. В отличие от Декарта, Спиноза рассматривал
"протяжение" и "мышление" как атрибуты единой субстанции.
Он считал сознание неким "духовным автоматом", подчиняющимся
собственным необходимым законам, точно так же как тело
подчиняется законам движения. Кроме того, Спиноза наряду
с Гоббсом одним из первых применил закон инерции
Галилея к психологии и этике, высказав мысль
о том, что по природе вещей всякая форма жизни
стремится пребывать в своем существовании и сохранять
его до бесконечности, пока не сталкивается
с препятствием в виде некоторой превосходящей силы.
Введение Спинозой понятия о первичности стремления (conatus)
к самосохранению — впоследствии разработанного Дарвином
с эволюционно-биологической точки зрения — означало
полный разрыв с теорией схоластов, считавших, что все
природные формы направлены к заранее заданным целям, или
конечным причинам, и что человеческая природа существует
ради некой трансцендентной, сверхприродной цели.
В Этике Спиноза пытается построить психологию эмоций
как динамических сил, подчиняющихся законам, которые могут быть
логически выведены из трех первичных аффектов или эмоций,
а именно удовольствия (радости), неудовольствия (печали)
и желания. Идея Спинозы о том, что эмоциональная жизнь
подчиняется некой логике, а эмоции — не просто
иррациональные силы или болезни, которые должны быть каким-то
образом подавлены или преодолены, нашла признание только после
возникновения психоанализа.
В этике оригинальность Спинозы проявилась в переоценке
им традиционных моральных ценностей — факт,
впоследствии признанный Ф.Ницше, —
и истолковании добродетели как состояния свободы. Моральная
теория Спинозы натуралистична и апеллирует к миру сему,
она противостоит религиозному трансцендентализму, утверждающему,
что земная жизнь есть лишь приуготовление к жизни загробной.
Не печаль и чувство греха или вины, но радость
и спокойствие духа суть главные мотивы спинозовской
философии жизни. Во всей его психологической и этической
теории центральную роль играет идея о том, что
мы должны познать человеческую природу, чтобы научиться
ею управлять (идея, которую Ф.Бэкон высказывал в отношении всей
природы в целом).
В учении Спинозы этика и религия взаимосвязаны. Его
философия жизни представляет собой классическую для Нового
времени попытку построить рациональную, универсальную систему,
обходящуюся без сверхприродных санкций и какого-либо
обращения к библейскому откровению. Такой подход сделал
взгляды Спинозы особенно привлекательными для людей науки,
например Эйнштейна, поэтов — Гёте и Вордсворта,
искавших единения с природой, и многих свободомыслящих
людей, не принимавших догматизма и нетерпимости
официальной теологии. Взгляды Спинозы оказали огромное влияние
на развитие философской мысли Нового времени,
в частности, на немецкую классическую философию.
См. также статью
ФИЛОСОФИЯ.
Литература:
- Соловьев В.С. Понятие о Боге
(в защиту философии Спинозы). — Вопросы
философии и психологии, кн. 38, 1897
- Спиноза Б. Избранные произведения,
тт. 1-2. М., 1957
|