В религиозном отношении преобладают мусульмане-шииты
(главным образом персы и азербайджанцы). Суннитами являются курды, арабы,
турки, афганцы.
Приход ислама в иранские земли совпал по времени с расколом
в первоначальной общине последователей Мухаммеда из-за различного истолкования
принципа наследования халифата. Иранцы, внесшие в становление
арабо-мусульманской культуры вклад не меньший, чем сами арабы (только в первый
век правления Аббасидов (750-846 гг.) из 45 наиболее видных представителей
арабской науки и литературы 30 человек были персами), сделали свой исторический
выбор: они приняли сторону "малого отряда" Хусейна, или "партии
Али". Ислам разрушил структурно прежнюю веру коренных жителей Ирана,
сохранив ее духовные ценности. Процесс осуществлялся на протяжении многих лет.
Он отличался сложностью, противоречивостью. Ломка старой религии, разрушение
отживших религиозных стереотипов совершались одновременно с утверждением новой
веры формированием нового религиозного сознания, иной религиозной психологии.
Но одновременно шел и другой процесс: зарождение новой цивилизации
сопровождалось становлением ислама в качестве господствующей религии. И сам
Али, единственный законный наследник пророка Мухаммеда, и все потомки Али -
шиитские имамы, окончили свои дни трагически, это и определило трагическое
мироощущение шиизма.
В шиитском исламе мученик-шахид - это прежде всего воин, который идет
сражаться против даже во много раз превосходящей его силы. Самый почитаемый
шиитский мученик, имам Хусейн, вышел против четырехтысячного войска халифа
Язида-I с отрядом всего лишь в 70 человек. Имам Хомейни делал особый акцент на
воинском начале в практике шехадата (мученичества). Можно говорить, что в Иране
сложилась уникальная тысячелетняя традиция мученичества, определяющая менталитет
одной из самых древних наций на земле. Надо сказать несколько слов о трактовке
идеи о богоизбранности иранской земли ввиду фатального переселения туда прямых
потомков Пророка ислама - непорочных имамов, означавшего перемещение центра
шиизма, да и духовной авторитетности ислама вообще с арабских земель. В
"Завещании" имама Хомейни встречается упоминание об Иране как о
"стране Бакиятоллах" (одно из имен двенадцатого имама).
Самоотверженно оберегая мусульманские святыни от всяких зловещих посягательств
явных и скрытых недругов ислама, иранцы на заре формирования шиизма как нового
облика ислама стояли на его страже. Бытует мнение, что шиизм достиг расцвета
именно в Иране. Благодаря сокровенным мыслям и идеалам, духовной
самозабвенности, высокой образцовой нравственности иранцы заняли достойную нишу
в деле совершенства мусульманской теологии. Вобрав многие элементы из духовного
наследия богатого прошлого Ирана, мусульманская конфессия достигла в своем
развитии апогея. Шиизм стал национально-историческим достоянием иранцев,
занимая при этом первое место в перечне их "ценностных приоритетов".