Северный Кавказ глазами блоггеров
ИНГУШЕТИЯ: ФАТИМА ПЛИЕВА
Фатима Плиева (псевдоним): "Мне 24 года. Родом из обычного ингушского села,
в журналистике еще со школы, а скоро стану дипломированным специалистом.
Публиковалась в местных газетах, затем стала интернет-журналистом."
Сообщения
СМИ из республик Северного Кавказа все больше напоминают сводки с линии
фронта. Как живут люди в Чечне, Ингушетии и Дагестане? Что сейчас
происходит в Северной Осетии, вернулась ли жизнь в Беслан после захвата
школы пять лет назад? Русская службы Би-би-си и интернет-СМИ "Кавказский узел" начинают совместный проект "Северный Кавказ глазами блоггеров".
Фатима Плиева из Ингушетии пишет об отношении к женщинам из Кабарды и Ингушетии.
Когда
уроженки Северного Кавказа попадают в центральные или другие российские
регионы, то они обязательно сталкиваются с мнением, вернее, со
стереотипом, согласно которому жительница Кабарды или Ингушетии та же
"восточная гульчатай", что и женщины из арабских стран.
Я
сама не раз с этим сталкивалась. Мол, у вас там, наверное, все строго,
а мужчины чуть ли не деспоты. Часто считается, что на Кавказе девушек
насильно выдают замуж. Отсутствие того же хиджаба, который непременно
можно увидеть в гардеробе жительниц арабских стран, тоже не наводит на
мысль о принципиальной разнице между нами.
Большинство
московских студенток-мусульманок с Северного Кавказа, например, ходят в
обтягивающих джинсах. Разумеется, это не соответствует канонам ислама -
у себя дома это уже считается совершенно неприличным.
Конечно,
образ жизни, ценности, роль в обществе ингушки заметно отличаются от
жизни простой москвички. Я бы его назвала исламско-светским.
Часть ее жизненных установок такие же, как у любой россиянки, а часть - действительно исламские.
Например,
ингушка не может посещать дискотеки (их в республике, как мне известно,
и нет), проводить где-то ночное, и даже вечернее время суток, приводить
домой жениха. Очень часто она даже не может пойти к подруге. Но все это
очень сильно зависит от традиций ее семьи.
Есть
семьи, где женщинам категорически не дают учиться, работать и даже
часто выходить из дома. Это в основном касается семей религиозных
деятелей.
Но в большинстве случаев (и
здесь, я хотела бы окончательно порвать со стереотипом
"северокавказской гульчатай") для ингушки считается предпочтительным
получить образование, работать. Даже, когда сватаются, то невеста с
высшим образованием и работой пользуется большим спросом.
Родители
отдают огромные деньги, устраивая дочерей в престижные ВУЗы Москвы или
Питера. Некоторым это образование обходиться от 5 до 20 тыс. долларов.
Затем отучившихся дочерей (тоже за немалые деньги) устраивают на
работу. Так было с моей двоюродной сестрой. Сперва родители оплатили ей
ВУЗ в Москве, затем работу в Ингушетии.
Бывают,
конечно, и исключения в виде тех, кто пытается самостоятельно пробиться
в обществе. Но не каждый ингуш отпустит свою дочь за пределы
республики. Это зависит от преобладания в его ценностях светского или
исламского начала. Например, мою подругу не пустили на учебу в Москву,
даже вместе со старшим братом. Хотя она действительно очень способная
девушка. Ей пришлось довольствоваться местным ВУЗом, который она
закончила совершенно бесплатно и с красным диплом. А потом также
бесплатно устроилась юрисконсультом в миграционную службу.
Но
все-таки мужская часть населения в Ингушетии не может себе представить
женщину-начальника. Здесь я имею в виду высокопоставленные должности.
Хотя и тут бывают исключения - министр здравоохранения у нас женщина,
есть и женщины-депутаты.
В семейном укладе
женщина, за исключением отдельных случаев, пользуется всеми основными
правами. Более того, нынче бремя расходов все чаще ложатся на женские
плечи. Бывает и так, что муж сидит дома, а жена торгует на рынке.
Сегодня
уже редко выдают замуж насильно. Это было возможно с нашими матерьми
или бабушками. Теперь девушек "крадут" с их же согласия и по
договоренности с женихом. Так свадьба обходится дешевле. Ее уже не
кидают насильно в машину, а она сама спокойно в нее садится.
Бывает
так, что родители отказывают жениху. Тогда он пробует еще раз, и
фактически изматывает родителей до того, что они в итоге и соглашаются.
Есть
в Ингушетии, конечно, и те, кого называют ортодоксальными мусульманами.
В таких семьях женщины уже обязательно ходить с покрытой головой,
обычно они более скованы в общении.
Ингушетия
заразилась фундаментализмом сравнительно недавно. Кто-то начал
отращивать бороды и носить хиджаб еще в 90-х. Их называют ваххабитами.
В МВД составляют их списки и держат на учете как "взрывоопасных". Если
вдруг происходит покушение на милиционера, то первыми проверяют их. Для
МВД ваххабит значит неблагонадежный.
Коментарии
в
Ингушетии и раньше крали девушек с их согласия или даже с согласия
родителей. Одна из причин отсутствия у жениха калыма. Например парень
хороший, но денег на калым и свадьбу нет. Тогда якобы невесту воруют,
родственники договариваются и делают тихую свадьбу. Тем самым
парень(жених) сохранил лицо и все довольны. maga lt, Lietuva
а
мне обьяснили про краж невест совсем по другому.и это оказывается не
такая уж беда.сперва крадут.и сразу же звонят родителям девушки.что их
дочь украли.затем приезжают родители.(и это происходит сразу с момента
кражи девушки)девушка выбирает остатся ей или уходить с родителями.вот
и все.это было и далеких ранних традициях кавказа.так что.ты немножко
преувиличила насчет бабушек. гаврил,
Сегодня
уже редко выдают замуж насильно. Это было возможно с нашими матерьми
или бабушками. Теперь девушек "крадут" с их же согласия и по
договоренности с женихом. Так свадьба обходится дешевле.
----
Это не совсем понятно. Девушки добровольно сбегают из дома, не сообщая родственникам, чтобы не тратить деньги на свадьбу?Павел, Санкт-Петербург
девушку"крадут" с согласия ее родителей без подписи
|