ДЖИХАД (от араб. глагола джахада - "прилагать
усилия") — битва за веру. Джихад не входит
в пять столпов ислама, но тем не менее, является
религиозной обязанностью мусульманина. Например, хариджиты
(последователи самой ранней в истории ислама группировки,
образовавшейся в ходе борьбы за власть между
сторонниками Али б. Абу Талиба и наместника Сирии
Му’авии) даже хотели придать джихаду статус "шестого столпа"
ислама. Впервые о джихаде говорится в мединских сурах,
что вероятно связано с походами войск Мухаммада против жителей Мекки (язычников)
и иудеев, живших в оазисах, вокруг Медины. Таким
образом, первоначально джихад толковался как борьба против
немусульман.
Теория джихада складывалась постепенно уже после смерти
пророка в период "футуха" (завоевательных походов 632-751).
Первоначально юридические принципы джихада были сформулированы
юристами династий Омейадов и Аббасидов.
Теория джихада опирается на разделение мира на две
области: дар аль-ислам, то есть территория ислама
(иначе область веры, или территория стран, исповедующих ислам,
и где жизнь населения регулируется законами шариата)
и дар аль-харб — территория войны. Здесь речь
идет о странах, где правят немусульманские правители.
Считалось, что отсутствие военных действий между этими двумя
категориями является временным перемирием. Существует
и третья категория — дар ас-сульх, территория
договора. Под эту категорию попали те страны, которые
признали себя вассалами мусульманских государств.
Джихад по-разному толкуется юридическими школами
(мазхаб-мазахиб). Например, последователи Абу Ханифы
(699-767) обсуждали вопрос о том, какую войну считать
"войной за веру" — всякую или только оборонительную.
Было решено, что любая война с немусульманами является
джихадом. В основном представители разных школ согласились
в том, что прежде чем вступить в военные действия,
следует предложить врагу принять ислам. В частности,
подобная практика осуществлялась в 7-10 вв. во
время конфликтов с Византией. В случае если враг
упорствует, ему следует предложить (при условии сохранения
за ним его веры) признать себя подданными мусульманского
государства и платить пошлину (джизья),
предусмотренную для ахль аз-зимма (население, находящееся
под защитой мусульманского государства). Принятие статуса
зимми предполагает также ограничение в гражданских
правах. Если же враг не соглашается на эти
условия, ему объявляется джихад. При этом мусульманам-участникам
этой войны (муджахидун) позволено убивать мужчин
(но не стариков, детей или женщин). Позволяется брать
в плен женщин и детей. Запрещается убивать
монахов-отшельников, в то время как мужчин-насельников
монастырей убивать можно. О трофеях, полученных
в результате джихада, подробно говорится в Коране (сура
8). Особо оговаривалось право сначала потомков пророка,
а затем правителя на хумс — пятую часть
добычи. Оговаривалась также доля пешего воина и всадника.
Среди правил ведения джихада обращают на себя запреты
на уничтожение плодовых деревьев, а также право
на покровительство со стороны мусульман для
ахль-аль-китаб ("люди писания"), то есть христиан
и иудеев.
У суннитов и шиитов существует разное толкование термина
джихад. Шииты-имамиты считают невозможным вести джихад
в отсутствии "скрытого имама" (см. ШИИТЫ; ИМАМ).
Ольга Бибикова
Литература:
- Петрушевский И.П. Ислам в Иране. VII-XV
веках. Ленинград, Издательство ленинградского
университета, 1966
- Массэ А. Ислам. М., "Наука", 1982
|