ВАХХАБИЗМ (араб. аль-ваххабий) —
религиозно-политическое движение, возникшее в рамках
суннитского ислама в середине 18 в. в Аравии.
Основатель движения Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб
(1703-1787 или 1792) выступил с проповедью,
в которой обвинил мусульман в отходе от учения
о единобожии. По его мнению, только Аллах как
единственный источник творения, достоин поклонения. Его учение
не было оригинальным: он повторил идеи сирийского
теолога 14 в. Таки ад-Дина ибн Таймийи.
Ваххабитам предлагалось держаться исключительно текста Корана
и правил сунны, не допускать произвольных толкований,
что считалось бы проявлением многобожия (ширк).
Особенно это касалось обычаев, появившихся после пророка.
Опираясь на ханбалитский мазхаб (религиозно правовую
доктрину), Мухаммад Абд аль-Ваххаб требовал отказаться
от нововведений, дополнивших культ после смерти Мухаммада
(бида’). Для того чтобы вернуться к чистоте раннего
ислама, он предлагал вести джихад
против "многобожников" и тех, кто отступил
от морально-этических принципов. Среди обычаев, которые Абд
аль-Ваххаб подвергал критике, были: культ святых
и поклонение их могилам (в том числе пророка
Мухаммада), курение табака, употребление кофе, гашиша, ношение
шелковой одежды, музыка, пение, четки и т.д. Частично эти
призывы ваххабитов отражали реакцию крестьянского
и бедуинского населения Хиджаза на роскошь как атрибут
жизни османских правителей и чиновников.
Движение также ополчилось на юридические школы
(мазхаб, мазахиб), а шиитов объявило еретиками. Ваххабиты
пропагандировали крайний экстремизм и фанатизм в борьбе
со своими политическими противниками. Эгалитаристские,
уравнительные идеи ваххабизма были поддержаны шейхами рода
аль-Сауд, которые использовали их для захвата власти
в Аравии. Впоследствии ваххабизм стал официальной идеологией
государства Ибн Сауда (умер в 1765), созданного
в Неджде. В 1803, напав на Кербелу (Ирак),
ваххабиты подвергли разграблению святыни шиизма,
а население — репрессиям. Позднее (1806), они захватили
Мекку и Медину, где также опустошили местные мечети
и мавзолеи, уничтожив хранившиеся здесь реликвии
и ценности, а также осквернили могилу пророка.
Османские власти, номинально правившие Саудовской Аравией,
отправили своего вассала Мухаммада Али навести порядок
в ваххабитской столице, городе ад-Дира’и. Эмир Абдаллах
был отправлен в Стамбул.
Впоследствии идеи ваххабизма получили распространение как
на территории Аравии, так и в других районах мира.
Внутри Саудовской Аравии ислам в его ваххабитской форме
вместе с племенными и клановыми связями являются
долгосрочными факторами, позволяющими сохранять
социально-политическую структуру и сопротивляться влиянию
извне.
Идеи ваххабизма лежат в основе современных
фундаменталистских движений, под знаменем которых в ряде
мест ведется политическая борьба. Финансовые возможности
богатейших семейств Саудовской Аравии стали источниками поддержки
исламистских движений как внутри, так и вне мусульманского
мира.
Ольга Бибикова
Литература:
- Васильев А.М. Пуритане ислама. М., Наука,
1967
- Массэ А., Ислам. Наука, 1982
- Васильев А.М. История Саудовской Аравии
(1745-1973). М., Наука, 1982
- Thoraval Y. Dictionnaire de civilization
musulmane. Paris, Larusse, 2001
|