|
|
|
|
Главная » 2009 » Август » 22 » ПЯТЬ СТОЛПОВ ИСЛАМА
02:39:06 ПЯТЬ СТОЛПОВ ИСЛАМА |
ПЯТЬ СТОЛПОВ ИСЛАМА (араб. хамсат уль-аркян аль-ислам) — основные предписания, обязательные для всех верующих мусульман.
1. Аш-Шахада — символ веры, свидетельствующий о том, что верующий
исповедует единобожие и признает пророческую миссию Мухаммада.
Произнесением шахады — Ла иллаха илла-ла ва Мухаммадун расулун ла —
начинается любая молитва, любая религиозная, а иногда и светская
церемония (принятие родов, обрезание, подписание свадебного контракта,
обмывание покойника, закалывание жертвенного животного и прочие бытовые
обряды, а также государственные мероприятия и официальные речи).
Первоначально шахада была боевым кличем, который выкрикивали воины
Мухаммада, нападая на неприятеля.
Аш-Шахада содержит в себе два основных догмата ислама: 1. исповедание
единобожия, монотеизм. 2. признание божественной миссии Мухаммада.
2. Молитва (см. НАМАЗ) (салят — араб., намаз — перс.). Каждый
мусульманин обязан пять раз в день совершить молитву в определенное
время, в соответствии с установленным ритуалом. До совершения ритуала
молитвы следует выполнить обряды очищения (ат-тахара). Тахара включает
в себя действия, цель которых — достижение обрядовой чистоты. В нее
входят "тахара внутренняя" — очищение души от неблаговидных помыслов,
греха или гнева и "тахара внешняя", предполагающая очищение тела,
одежды, обуви, жилища и т.д.
Молитву можно совершать в любом месте, но в пятницу, особенно мужчинам,
рекомендуется присутствовать на совместном намазе в мечети.
Если время молитвы застигает человека в пути, ему для ее совершения
следует, кроме вышеперечисленных омовений, найти киблу (направление на
Мекку). Обычно, если мусульманин находится в пути и не может точно
определить киблу по солнцу, он ориентируется на ближайшую мечеть. Затем
следует расстелить коврик для молитвы (араб. саджад или турецк.
намазлык), а при его отсутствии — чистую ткань или бумагу без
нанесенных на ней типографских знаков. Коврик как бы отделяет
молящегося от внешнего мира. Затем молящийся читает первую суру Корана
"аль-Фатиха", которая у мусульман занимает такое же место, как "Отче
наш" у христиан.
Ислам также признает добровольные молитвы (араб. мунаджат). Такие молитвы считаются богоугодными, но не обязательными.
Молитва не засчитывается, если она была прервана, или если у человека появились какие-либо болезненные проявления.
3. Паломничество (араб. аль-хаджж). Мечтой каждого мусульманина
является паломничество в святые города ислама Мекку и Медину. В
иерархии исламских принципов аль-хаджж стоит на третьем или четвертом
месте (в зависимости от страны). Коран считает посещение Мекки и Медины
долгом каждого мусульманина. Хаджж приурочен ко времени праздника
жертвоприношения — ид аль-адха (араб.) иначе курбан-байрам (тюрк.),
одного из двух главных праздников ислама.
Этот праздник связан с легендой, согласно которой главное святилище
мусульман Кааба было построено Адамом, разрушено во время потопа, но
восстановлено Авраамом и его сыном Исмаилом (см. ИСМАИЛ). Хаджж
начинается на 7-й день месяца зу-ль-хиджж в Мекке, а праздник
отмечается через три дня, не только в долине Мина около Мекки, но и
повсеместно в мусульманских странах.
Паломничество — один из самых древних арабских обрядов. Исламские
источники относят начало совершения паломничества к эпохе Авраама. Об
этом говорится в Коране: "И возвести среди людей о хаджже: они придут к
тебе пешком…" (Коран, сура 22:23). Изначально паломничество
приурочивалось к ярмарке, которая для бедуинов была большим событием. В
своем нынешнем виде хаджж существует со времени пророка Мухаммада, то
есть более 1300 лет. Сам Мухаммад совершил свое последнее
("прощальное") паломничество в 632.
Так же как и все другие религиозные обязанности мусульман, хаджж строго
регламентирован. Хаджж не может совершить человек, не прошедший
обрезание. Если человек не здоров, то он может послать вместо себя
заместителя (вакиль аль-хаджж). Однако пожилые люди редко обращаются к
такой практике, ибо смерть во время хаджжа предполагает, что
мусульманин будет похоронен близ святых мест. Женщины могут совершить
хаджж только в сопровождении мужчин.
Наряду с великим паломничеством (хаджж) существует и малое — умра,
которое можно осуществить в другое время года. Малое паломничество,
также как и посещение Медины, считается делом богоугодным, но не
равноценным великому паломничеству.
Как правило, люди совершившие паломничество, пользуются всеобщим
уважением. Как везде в мусульманском мире, их уважительно называют
хаджжи. Они считаются носителями божественной благодати и даже мудрости.
4. Пост (саум), осуществляется в месяц рамадан. Издавна народы Ближнего
Востока, принадлежащие к различным религиям, совершали посты, что было
связано с ограничениями в еде, возникающими у скотоводов в ходе их
хозяйственного цикла. В частности, у арабов в доисламское время было
несколько постов, в том числе пост в первые десять дней мухаррама —
первого месяца лунного календаря. Пост в месяц рамадан более
длительный: он длится 30 дней. Говорят, что он был установлен пророком
Мухаммадом через 17-18 месяцев после хиджры — переезда Мухаммада и его
ближайших сподвижников в Медину.
В отличие от христианского, мусульманский пост состоит не в воздержании
от тех или иных видов пищи, а в полном воздержании от пищи, всякого
питья и любых удовольствий в течение всего дня, от рассвета до
наступления темноты. Кроме этого запрещено курить, вдыхать ароматы,
купаться, играть в азартные игры, развлекаться или иметь интимные
отношения. Запрет также наложен на инъекции, лекарства, чистку зубов,
жевание жвачки. Характерно, что улама (теологи) авторитетнейшего
мусульманского университета "Аль-Азхар" в Каире, постоянно издают фетвы
(см. ФЕТВА), разъясняющие возникающие спорные проблемы по вопросам,
связанным с постом.
Считается, что в период рамадана мусульмане должны предаваться
благочестивым размышлениям, делать добрые дела. Пост в месяц рамадан
был установлен в напоминание о том, что именно тогда Мухаммад получил
первое божественное откровение (Коран. Сура 96:1-5). Мусульмане особо
отмечают ночь с 26 на 27 рамадана (по-арабски — лейлат аль-кадр — "ночь
предопределения"), когда был ниспослан Коран. Ночью в мечети после
"Фатихи" (первая сура Корана) читают пять раз суру 112 ("Аль-Ихлас") и
просят прощения за свои грехи и грехи своих родных и близких.
Однако в богословском мире нет четкого мнения относительно того, когда
же произошло главное событие этого месяца, а именно, первая встреча
Мухаммада с архангелом Джабрилем (Гавриилом в христианстве), который
продиктовал ему божественное откровение. Поэтому принято все нечетные
ночи последних десяти суток рамадана посвящать делам благочестия.
Исламская этика предусматривает, что не все мусульмане будут в
состоянии соблюсти пост. В этой связи определен ряд лиц, которые от
него освобождаются. В частности, от поста освобождены муджахидун -
участники священной войны (см. ДЖИХАД). Сегодня под эту категорию в
первую очередь попадают военнослужащие. Однако заставить их
игнорировать обряды поста никто не имеет права.
Пост завершается праздником разговения (араб. ид аль-фитр). Помимо
обязательного поста ислам разрешает добровольные посты в любое время
года.
5. Благотворительный налог (араб. закят) и добровольная милостыня (араб. садака).
Происхождение слова закят связывают с древнееврейским словом закут, что
означает "добродетель". Существует также мнение о том, что генетически
закят связан с арабским племенным обычаем (имеющим доисламское
происхождение), цель которого создать специальный фонд для нуждающихся
членов племени. Налог взимается с имущества и доходов мусульманина (но
не иноверца). Слово "закят" впервые появляется в мекканских сурах
Корана и обозначает "вспомоществование". Но само взимание налога было
введено после хиджры пророка (переезда из Мекки в Медину в 622. В
Коране (сура 9) сказано: "Милостыня — только для бедных, нищих,… на
выкуп рабов, должникам, (находящимся) на пути Аллаха, путникам — по
постановлению Аллаха".
Существуют и добровольные пожертвования — садака (искренний дар). Кроме
того, садака может применяться как искупительное действие или как штраф.
Деньги, собранные с мусульман в виде закята, обычно находятся в
распоряжении кади и должны расходоваться в том округе, где были собраны.
Закят и садака имеют много общего. Прежде всего, у них общие цели и
круг лиц, которым оказывается помощь. Но если закят — это регулярно
выплачиваемый и строго определенный налог, то садака — это добровольное
пожертвование, сумма и время выплаты которого определяется дарителем.
Ольга Бибикова
Литература:
1. Петрушевский И.П. Ислам в VII-XV веках. Ленинград, Издательство ленинградского университета, 1966
2. Массэ А. Ислам. М., "Наука", 1982
3. Мусульманину об исламе. Обряды и молитвы. Карачаево-Черкессия, 1992
|
Категория: "ВокругСвета" |
Просмотров: 715 |
Добавил: Khufu
|
Схожие материалы:
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|
|
|
|
|
|
Опросник |
|
|
Что..., Вы, в действительности не можете терпеть?
8. Запланированных выходных9. Фырканья во время смеха
Всего ответов: 8
Оцените сайт
Всего ответов: 28
|
|
|