АТ-ТИРМИЗИ (Мухаммад Бен Али Абу Абдаллах аль-Хаким
ат-Тирмизи) (ум. между 932 × 938) —
знаменитый суфийский мыслитель. Родился в городе Термезе
(совр. Узбекистан). Получил традиционное образование, занимаясь
с 8 лет религиозными науками. В 28 лет
совершил паломничество в Мекку,
по дороге совершенствуя свои знания в общении
с теологами и суфийскими наставниками. Вернувшись
на родину, продолжил изучение суфизма. Среди его учителей
были известные хоросанские шейхи: Абу Тураб ан-Нахшаби, Йахйа
аль-Джаллаа, Ахмад Бен Хадравайхи и др. Аскетический
образ жизни ат-Тирмизи вызывал уважение местного населения,
и вскоре около него возникла группа учеников. Однако его
деятельность не нравилась местным властям и факихам,
и опасаясь преследований, Ат-Тирмизи был вынужден покинуть
родину. Уехал сначала в Балх, а затем
в Нишапур.
Ат-Тирмизи был современником знаменитого багдадского суфия
Аль-Джунайда (ум. в 910, родоначальник
рационалистического направления, названного "учением
о трезвости", одного из двух основных течений
в мусульманском мистицизме), но не полностью
разделял его взгляды. К этому времени он уже был
известен как автор трактата Печать святых (’Илал
аш-шари’а и Хатм аль-аулийа’), в котором
рассуждал о смысле обрядов ислама, о различных
категориях мистиков, о роли мусульманских святых, отмеченных
особой благодатью Бога и критериях святости (т.е.
о "печати святых", существовавшей, по его мнению,
наряду с "печатью пророков"), о "любви
к Богу". В этой книге он впервые
в мусульманском мире писал о Логосе, используя для его
обозначения слово зикр. Ат-Тирмизи утверждал, что святость
(вилайа) ограничена во времени, поскольку она,
подобно пророческому дару (нубувва), отмечена печатью,
которая должна проявиться при конце света.
Кроме этого трактата, он написал около 80 работ,
в которых рассматривается значение мистического опыта
практикующих суфиев. Его учение "о душе"
(ее состояниях, "движениях"), о методах
самосовершенствования и обуздания низменных инстинктов,
о роли страдания как средства очищения свидетельствовали
о глубоком знании психологии человека. В дальнейшем эти
труды в восточноиранском суфизме были признаны
классическими. Эти работы отражали потребность
в систематизации мистический мысли. Ат-Тирмизи также был
автором первой истории суфизма и сборника биографий суфиев.
Однако эти работы известны только в цитатах его
последователей.
Ат-Тирмизи считал, что высшим доступным человеку знанием
является мистический "гносис" (ма’рифа", или
"хикма"), который он отождествлял
с "божественным светом", заключенным в сердцах людей.
Он различал обычное знание (’илм), сводящееся
к пониманию положений шариата, и "гносис", благодаря
которому постигается тайный смысл самóй "божественной
сущности". Традиционное знание можно обрести в процессе
обучения, в то время как ма’рифа — это дар
Божий, которым отмечает избранных. Сфера и время применения
’илм ограничены, а ма’рифа не имеет
пределов. По мнению ат-Тирмизи, "гносис" дарован лишь тем
людям, чьи помыслы устремлены к Богу и которые обладают
душой, очистившейся от мирских привязанностей. Такими людьми
являются суфии, обладающие "аль-аулийа’", т.е. "святые",
отличающиеся от прочих верующих.
После ат-Тирмизи утвердилось представление об иерархии
мистиков, признанных совершенными. В трактате Печать
святых он подробно рассматривает возможность достижения
состояния просветления и святости, предлагая два пути —
неукоснительного соблюдения требований
шари’а и тарика, или же через
Божественную благодать.
Ат-Тирмизи был первым среди суфийских мыслителей, кто подробно
обосновал место святых подвижников, фактически уровняв
их в правах с "посланниками" (русул)
и пророками (анбийа’).
Ат-Тирмизи был образованным человеком, имевшим представление
о буддийских, христианских и манихейских учениях,
влияние которых можно обнаружить в его трудах. Современники,
отдавая должное широте его кругозора и глубине его познаний,
называли его "Аль-Хаким аль-Тирмизи" — "мудрец
из Термеза".
Исследователь суфизма О.Ф.Акимушкин называет ат-Тирмизи
предшественником средневекового арабского мыслителя и поэта
Ибн Араби, который нередко включал в свои сочинения большие
фрагменты из трудов ат-Тирмизи.
Конец жизни ат-Тирмизи провел на родине, куда
он вернулся после вынужденной эмиграции. Окруженный своими
учениками, среди которых были Абу Али аль-Джузджани и Абу
Бакр аль-Варрак, он до конца своих дней оставался
приверженцем мистического суфизма.
См. также СУФИЗМ.
Литература:
- Enciclopedie de l’islam. Dictionnaire
geograohique, ethnographique et biographique des peoples
musulmans. Leyde — Paris, 1930
- Классический ислам: традиционные науки
и философия. М., Наука, 1988
- Тримингем Дж.С. Суфийские ордены в исламе.
М., Наука, 1989
- Шиммель Аннемари. Мир исламского мистицизма. М.,
Алетейа, "Энигма", 2000
|