ВЕДАНТА-СУТРЫ (санскр. ) = Брахма-сутра (- "Сутры о Брахмане") =
Уттарамиманса-сутра ( — "Сутры второй мимансы") =
Шариракамиманса-сутра ( — "Сутры изыскания
о воплощающемся"), текст всех школ веданты, приписываемый
Бадараяне. В кодификации Веданта-сутр реализовалось
стремление ведантистов обособиться от мимансаков,
унифицировав одновременно доктрины собственных школ, а также
консолидировать общую позицию по отношению
к оппонентам. Полемика с буддистами позволяет
датировать завершающую редакцию текста 3-4 вв. Материал
Веданта-сутр (среднее число сутр — 555) распределен
по четырем разделам (адхьяя), каждый из которых делится
на две главы (пада).
Согласно вводным сутрам I раздела: "Теперь —
изыскание на предмет Брахмана. [Брахман — это то],
из чего рождение и прочие [состояния] этого [мира].
Ввиду того, что шастра — источник [знания о Брахмане].
Последнее же — ввиду связанности [между ведийскими
речениями]". Здесь задаются пять исходных пунктов всей будущей
систематизации материала: 1) предмет веданты — Брахман;
2) характеристика этого предмета; 3) выявление
источника его познания — определенные тексты;
4) обоснование его приоритетности и 5) программа
будущей работы с ним (через выявление в каждом частном
случае гармонии ведийских текстов). Раздел завершается
утверждением, что Брахман есть не только действующая,
но и материальная причина мира.
Основные полемические блоки представлены
во II разделе. В полемике с санкхьияками
(учение йоги несостоятельно, поскольку базируется
на санкхье) составитель Веданта-сутр отвечает
на возражения оппонентов в связи с тем, что
Брахман — мировое сознание — не может быть
причиной эмпирического (в том числе материального) мира
ввиду их разноприродности: следствия отличаются
от своих причин, даже будучи "заложены" в них. Доктрина
же санкхьяиков несостоятельна потому, что
их бессознательная по определению первоматерия
не может иметь "замысла". На возражения атеиста, что
Брахман не может быть создателем мира, поскольку у него
нет мотивов для этого, ведантист возражает, что миросозидание
есть для Брахмана "бескорыстная" игра (лила). Критике
подвергается и атомизм вайшешиков: переход
от непротяженных атомов к "молекулярным" образованиям
и от них к протяженным телам нелогичен
и необъясним. В буддийской теории мгновенности
составитель Веданта-сутр видит допущение (с его точки
зрения, несостоятельное) создания чего-то из ничего.
Основной аргумент против буддийского отрицания Атмана —
обращение к феномену памяти. Основной же тезис
буддийских идеалистов-виджнянавадинов, по которому внешние
предметы за пределами "форм" сознания не существуют,
несостоятелен, поскольку ментальные "следы" с необходимостью
требуют предшествующих контактов субъекта с реальными
объектами. Критике подвергаются и два джайнских
основоположения: доктрина контекстной предикации отрицает
идентичность вещей, а учение о соразмерности души
телу — неизменность Атмана. Составителя сутр
не устраивают ни шиваитская трактовка Божества как лишь
инструментальной причины мира, ни вишнуитское учение
о его манифестациях (вьюхи). С "неортодоксальным"
ведантистом он расходится по вопросу о "размерах"
Атмана, который, по его мнению, не может быть
атомарным. Атман не только является сознающим по самой
природе, он — агент действия. В Веданта-сутрах
он еще не отождествляется с Брахманом (как
в адвайта-веданте): Атман мыслится частицей (амша) Брахмана,
а также его отражением (абхаса). Вместе с тем различия
в состояниях и судьбах людей объясняются аналогиями
с различным отражением света в разных средах.
В вопросе, поднимаемом в III разделе —
о причине сансары, составитель Веданта-сутр допускает
обе точки зрения ведантистов, заявляя, что будущее воплощение
коренится как в "остаточной карме", так
и в поведении в данной жизни. Основная
характеристика Брахмана — его "бесформенность", лишенность
любых характеристик за исключением той, что его природой
является сознание.
В разделе IV составитель Веданта-сутр подытоживает
дискуссию между последователями Джаймини и Бадараяны (первый
считал, что для достижения высшего блага необходимо совершение
обрядов, а второй — что необходимо только истинное
знание). Принимая вторую точку зрения, он весьма "деликатно"
обходится и с первой. По другому предмету
дискуссий — существуют ли тело и познавательные
способности у приближающегося к миру Брахмы
(брахмалока) — составитель сутр допускает в различных
контекстах обе позиции.
К Веданта-сутрам как к высшему авторитету
апеллировал и лидер школы адвайта-веданты Шанкара
(7-8 вв.), и основатели всех оппозиционных
ей течений веданты начиная с бхеда-абхеды Бхаскары
(8-9 вв.). Все они (и некоторые
из их ближайших последователей) составляли полные или
по крайней мере частичные комментарии к этому
тексту.
См. также АТМАН; БРАХМАН; ВЕДЫ;
ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ; КАРМА; ПРАКРИТИ;
РАМАНУДЖА; САНСАРА; ШАНКАРА.
Литература:
- Шохин В.К. Брахманистская философия: начальный
и раннеклассический периоды. М., 1994
|