МОНОТЕИЗМ (единобожие), система религиозных верований,
основанная на представлении о едином боге.
Противоположен политеизму (многобожию). Характерен прежде всего
для религий авраамовского круга (иудаизма, христианства, ислама).
Хотя религии авраамовского круга исходили из положения,
что единобожие являлось первоначальной религией человечества,
с течением времен искаженной людьми и превращенной ими
в многобожие, в действительности оно возникло
значительно позже политеизма. Самая ранняя монотеистическая
религия — иудаизм — первоначально носила
политеистический характер и освободилась от него только
в 7 в. до н.э. Однако монотеистический культ имел
гораздо более давнюю историю, чем монотеистическая вера. В
некоторых культурах признание многобожия не означало
почитания многих богов (генотеизм): верующий часто поклонялся
только верховному богу пантеона (культ Атона в Древнем
Египте). Кроме того, еще в древности появилась тенденция
рассматривать остальных богов как различные ипостаси одного
главного божества, наиболее ярко выразившаяся в индуизме,
где все боги (Вишну, Шива и др.) считаются воплощениями
исходного божественного абсолюта — брахмана.
При этом некоторые признанные монотеистические религии
до сих пор обладают некоторыми политеистическими чертами.
Так, наиболее влиятельные направления христианства (католицизм,
православие, лютеранство) разделяют идею троичного божества:
одного единого бога в трех лицах (Отец, Сын, Святой Дух).
Эта идея воспринималась и воспринимается строгими
монотеистами и вне (иудеи, мусульмане), и внутри
христианства (ариане) как отступление от единобожия.
Монотеизм неоднороден и имеет ряд теологических
и философских разновидностей. Наиболее
распространенные — теизм, пантеизм, панентеизм
и деизм.
Теизм — вера в бога как абсолютную бесконечную
личность, стоящую над миром и в то же время
причастную к жизни природы и общества. Характерен для
большинства монотеистических религий — иудаизма,
христианства, ислама, сикхизма.
Пантеизм — представление о тождестве бога
и природы. В противоположность теизму,
не рассматривает бога и мир (творца и творение)
как нечто различное. В древности был свойственен индийской
философии Веданты, считавшей мир
эманацией Брахмы, греческой элейской школе (бог — "единое
все"), неоплатоникам, соединившим восточное учение
об эманации с платоновской теорией идей, а также
классическому буддизму и одному из его главных
направлений — хинаяне (высшее духовное начало распылено
по всему миру). В средние века выразился у арабов
в исмаилизме, у персов в мистическом суфизме, у христиан в метафизике
Иоанна Скотта Эриугены,
в еретических учениях Амари Бенского и Давида
Динанского и в мистической теософии Мастера Экхарта.
Особое значение приобрел в эпоху Возрождения
и в Новое время: характерен для философских систем
Николая Кузанского, итальянских и немецких натурфилософов
(Б.Телезио и Т.Парацельс), Б.Спинозы, немецких идеалистов (Ф.В.Шеллинг, Д.Ф.Штраус, Л.Фейербах).
Панентеизм (термин, введенный немецким философом Х.Ф.Краузе
в 1828) — представление о том, что мир заключен
в боге, но не тождественен ему. Свойственен
индуизму, согласно которому творец Брахма содержит в себе
всю вселенную.
Деизм — учение, считающее бога безличной первопричиной,
мировым разумом, породившим мир, но не слитым
с ним и не участвующим в жизни природы
и общества; познать его можно лишь с помощью разума,
а не откровения. Возник в 17 в., получил
распространение в европейской философии раннего Нового
времени (Э.Херберт, А.Э.Шефтсбери,
французские энциклопедисты).
Как религиозная форма монотеизм делится на инклюзивный
(включающий) и эксклюзивный (исключающий). Первый
утверждает, что боги, почитаемые другими религиями, на самом
деле лишь иные имена одного единого бога (индуизм, мормоны);
с точки зрения второго, они — или сверхъестественные
существа второго ранга (демоны), или некогда обожествленные люди
(правители, герои, предсказатели, целители, искусные мастера),
или просто плоды человеческой фантазии.
|