ИМАМ (араб.) — означает "стоящий впереди",
шире — "тот, кто руководит молитвой". В суннитском
исламе предстоятелем на молитве может быть любой правоверный
мусульманин, хорошо знающий Коран, вне зависимости от своего
социального положения.
Как известно, первоначально молитвой руководил сам пророк
Мухаммад. В конце жизни,
во время болезни, его замещал Абу
Бакр, что впоследствии предопределило выбор Абу Бакра
в качестве халифа, заместителя пророка. Однако
в провинциях молитвой руководили наместники. Одновременно
они занимались и чисто практическими вопросами, например,
сбором налогов. По пятницам они также произносили
хутбу (проповедь), в которой речь шла не только
о божественном.
При Аббасидах (749-1258) ситуация изменилась. Молитвой стали
руководить специально подготовленные люди, которых стали называть
"имамами". Но при фатимидских правителях (909-1171)
утвердилась традиция, в соответствии с которой
по пятницам в период месяца рамадан именно халифы брали
на себя роль имама.
Постепенно сложилось мнение, что руководить молитвой должен
авторитетный человек, чьи познания в коранических науках
бесспорны, а авторитет непререкаем. Часто в такой роли
выступал представитель рода Хашим. В деревенских мечетях
на должность имама обычно выбирается наиболее почтенный
и сведущий в богословии человек, часто не имеющий
специального богословского образования.
В шиитском исламе (в отличие от суннизма) имам
выполняет обязанности посредника между человеком и Богом.
Первым имамом шиитов-имамитов (см.
ШИИТЫ) был объявлен Али, двоюродный брат и зять пророка.
Ему наследовали его дети (в первую очередь от Фатимы,
дочери пророка). Таким образом, в соответствии
с шиитской доктриной, достоинство имама
не присваивается, а наследуется, благодаря
божественному повелению. 12 имамов, признанные шиитами,
почитаются как святые, а представители крайних направлений
шиизма их обожествляют. Кроме того, имеются "малые имамы",
назначаемые из числа факихов, имеющих специальное
образование для службы в мечети (пишнамаз —
перс.).
Ольга Бибикова
Литература:
Encyclopedie de l’islam. Dictionnaire
geographique, ethnographique et biographique des peoples
musulmans. Leyden — Paris, 1931
Петрушевский И.П. Ислам в Иране в VII —
XV веках. Ленинград, "Издательство Ленинградского
университета", 1966
ThoravalY. Dictionnaire de civilization
musulmane. Paris, "Larousse", 2001