ЭРИУГЕНА, ИОАНН СКОТ (ок. 810 — ок. 877),
христианский философ, один из выдающихся умов Европы
9 в. Родился в Ирландии, возможно,
в шотландской семье (отсюда прозвище Скот — Шотландец).
Большую часть жизни провел во Франции при дворе Карла
Лысого, будучи поставлен им во главе Палатинской
академии. По просьбе императора перевел (ок. 858)
на латинский язык сочинения Псевдо-Дионисия Ареопагита,
снабдив перевод обширными комментариями. Однако его отказ
представить свой труд на одобрение папе навлек на него
немилость церковных властей, и его главный труд
О разделении природы (De divisione
naturae, ок. 865-870) в 1225 × 1585 был
осужден церковью. Несмотря на разногласия с папством,
Эриугену следует считать первым великим схоластом. Его смерть
положила конец плодотворному философскому осмыслению вопросов
вероучения в Западной церкви, которому суждено было
возобновиться лишь в 11 в., в трудах Ансельма
Кентерберийского.
В трактате О разделении природы, основанном
на идеях Псевдо-Дионисия, греческих отцов церкви
и Августина и демонстрирующем оригинальность мысли
самого Эриугены, различаются четыре класса природ.
(1) Природа творящая, но не сотворенная (natura
creans, non creata), есть Бог, сверхсущностная Божественность
и первоисточник всех вещей. (2) Природу сотворенную
и творящую (natura creata et creans) составляют
"формы", "виды" или "прототипы" всех конечных вещей. Эти формы
"творятся" в вечном порождении второго Лица Троицы, Слова
Божьего, и через него, и они вечно пребывают
в этом Слове. Через эти "формы", как "первопричины" или
"первообразы", по образцу которых образованы все конечные
вещи, в большей или меньшей степени причастные
им, творятся все конечные субстанции. (3) Природа
сотворенная, но не творящая (natura creata, non
creans), — это сам конечный мир, сотворенный
не посредством эманации "первопричин",
а в свободном акте творения "из ничего".
(4) Природа не творящая и не сотворенная
(natura non creans, non creata) — это опять Бог,
рассматриваемый теперь уже не как первоначало,
из которого происходит все сущее, а как цель (или
конечная причина), в которой все множество тварных
сущностей, составляющих универсум, вновь обретет вечный
покой.
Несмотря на смелые высказывания о возможностях
и прерогативах человеческого ума, Эриугена не был
рационалистом или вольнодумцем и настаивал
на почтительном отношении к авторитету Св. Писания
и церковному Преданию. Попытки истолковать его учение
в пантеистическом духе неосновательны.
См. также СХОЛАСТИКА.
Литература:
- Христианство. Энциклопедический словарь,
тт. 1-3. М., 1993-1995
- Иоанн Скот Эриугена. Гомилия на Пролог Евангелия
от Иоанна. М., 1995
|