ЖИЗНЬ – ИГРА?!
Жизнь – одна из форм существования материи, закономерно возникающая при определенных условиях в процессе ее развития. Организмы отличаются от неживых объектов обменом веществ, раздражимостью, способностью к размножению, росту, развитию, активной регуляции своего состава и функций, к различным формам движения, приспособленностью к среде и т.п. Так разъясняет значение слова “жизнь” энциклопедический словарь[1].
Толковый словарь русского языка в третьем значении данного слова пишет: “Жизнь – это полнота проявления физических и духовных сил”, а в четвертом – “период существования кого-либо от рождения до смерти”[2].
Теперь посмотрим, как ее (жизнь) трактовали, ощущали, понимали мудрецы и отдельные ученые мужи человеческой истории. Например:
“Вся наша жизнь уходит на то, чтобы научиться пользоваться ею” (П. Буаст).
“Жизнь есть комедия для тех, кто думает, и трагедия для тех, кто чувствует”[2] (М. Ларни).
“То, что получаем от жизни, прямо пропорционально (соразмерно) тому, что мы вкладываем в жизнь” (Г. Леман).
“Жизнь легче, чем, кажется; нужно всего лишь принять невозможное, обходиться без необходимого и выносить невыносимое” (К. Норрис).
Дается жизнь не навсегда,
Жизнь – одноразовое чудо.
Мы все являемся сюда,
Чтобы навек отбыть отсюда. (В. Шефнер).
“Жизнь не перестает быть забавной, когда мы умираем, и не перестает быть серьезной, когда мы смеемся” (Б. Шоу).
“Жизнь на десять процентов состоит из того, что вы в ней делаете, а на девяносто – из того, как вы ее воспринимаете” (С. Моэм).
А теперь попробуем взглянуть на суть жизни, мирского бытия через призму Священного Корана, но лишь на одну ее грань (один из основных ее смыслов), не распыляясь на многое. Ведь лучше узнать и уместно применить что-то одно, нежели черпать информацию тоннами страниц, так и не спроецировав и одной строки на реальную жизнь.
1. “Мирская жизнь нечто иное, как игра и забава [легкомысленная серьезность, она не столь сложна и страшна, как мы это порой себе представляем, да и непостоянна. Это – игра ценою в вечную жизнь]. Вечная же обитель является более лучшим [там на самом деле жизнь со всеми теми радостями и уютом, к которым стремятся люди] для тех, кто набожен [кто нес в себе постулаты веры и был активен в праведном, кто оставил после себя хорошее наследие в мирском. Для тех, кто понял и нашел гармонию между земным и вечным, став счастливым в обоих мирах. Ведь через правильность в мирском идут к благополучию в вечном]. Разве вы не можете это понять (уяснить для себя)?!” (Коран, 6:32).
2. “Мирская жизнь – это забава и игра, а вот вечная обитель – это воистину жизнь [постоянная, полноценная жизнь]. Если б только люди знали! [Сколь было бы им на пользу, если они осознали бы это, верно выстроив пропорции мирского и вечного!]” (Коран, 29:64).
3. “Воистину, и нет сомнений, жизнь мирская – игра и забава. Если вы уверуете и будете набожны, то Всевышний непременно воздаст вам многочисленными благами и не спросит за богатства ваши [кроме обязательной милости (закята), то есть не будет акцентировать Своего внимания на Им же временно предоставленном достатке и средствах, ведь многие из вас очень скупы]” (Коран, 47:36).
4. “Знайте же, что, поистине, жизнь мирская – (1) игра [где свои правила и где есть выигравшие и проигравшие; в ней присутствует немало пустого и бесполезного, на что не стоит тратить времени и сил]; (2) забава (развлечение) [в мирской обители много бесполезного и никчемного, а порой и греховного: игорные дома, пьяные застолья, ночные клубы, пляжные романы, бессмысленные и аморальные развлекательные передачи и т.п.]; (3) [ослепляющая и обманывающая вас порой] красота [а это – великолепные, но малополезные предметы фарса: раритетные или гоночные автомобили, яхты, частные самолеты с эксклюзивным дизайном; полные роскоши и неразумного изобилия элитные квартиры и особняки; дорогостоящие одежды и т.п. Посмотрев сквозь все это, проницательный человек легко может понять и уяснить никчемность подобных уровней роскоши, не говоря уже о том, что они зачастую сопряжены с посягательством на имущество и права других, с казнокрадством и обманом], (4) горделивость (кичливость) друг перед другом [когда человек стремится к чему-то, приобретая ту или иную дорогостоящую вещь не для уюта и удобства, а ради хвастовства, ощущения превосходства над другими, чтобы “утереть нос” соседу, компаньону или другу] и (5) накопительство [слепое приумножение] богатств, а также [горделивость] многочисленностью детей [когда родители гордятся не порядочностью, умом, образованностью, воспитанностью, набожностью и самостоятельностью своих чад, а тем лишь, что их много].
[И если представить себе мирскую жизнь образно, то] она подобна обильному дождю (ливню). Неверующие начинают восхищаться растениями и урожаем, произрастающими после него, ведь все быстро созревает, но [через недолгий промежуток времени] сразу начинает желтеть, бледнеть, а затем гниет и иссыхает, превращаясь в бесполезные остатки (сор, мусор, труху). [“Созревающие” мирские “плоды”, возможности, достаток, силы нужно уметь вовремя и разумно “собрать”, применить, переведя в то, что полезно и доходно в мирском и в вечном. Но люди часто бывают ослеплены тем, что есть, забывая о том, что земное в скором времени и в самых разных формах уйдет, а вернется в форме записи в личном деле в Судный День – или тяжеленными грехами, или благодеяниями.]
В вечности [для грешников и безбожников предусмотрено] суровое наказание, [а для кого-то из числа уверовавших и набожных] – прощение от Господа и довольство.
Мирская жизнь [порой] не что иное, как хвастовство (горделивость друг перед другом, самодовольство) и ослепление (обольщение)[4] [когда человек слепнет от отдельных мирских благ и удовольствий, переставая проницательно видеть сквозь них, теряя возможность анализировать, во что они превратятся в вечности: в райские плоды, неописуемые по красоте и вкусу, или в адские колючки, запиваемые кипятком Ада. Звучит непривычно, но одного из двух не избежать]” (Коран, 57:20).
Итак, жизнь – игра. Но это по сути своей не легкомысленная забава, а игра, требующая от нас взвешенного, серьезного подхода и неустанных тренировок. Ведь в ней будут и выигравшие, и проигравшие. Но мы ради своего же, блага не имеем права проигрывать.
Верующий относится к жизни спокойно, ровно, энергично, с радостью,
но подход серьезен, а чувство ответственности постоянно рядом.
Ничто не удержать в руках навечно, кроме как переведя в иную категорию – во имя Аллаха (Бога) и на благо себе (но помня о человеческой ненасытности, зная меру), родным, своему народу, единоверцам и вообще людям. К тому же все по намерениям. Важны – целеустремленность, настрой и положительная, разумная активность.
Дело осталось за малым – жить… достойно – прожить. И больше на уровне души, намерений и фактических дел, нежели – масок, декораций и искусственных представлений.
________________________________________
[1] См.: Большой энциклопедический словарь. СПб.: Норинт, 2004. С. 401.
[2] См.: Большой толковый словарь русского языка. СПб.: Норинт, 2000. С. 306.
[3] Сразу же подумалось: и трагикомичная игра для тех, кто, ко всему прочему, исполнен веры.
[4] Обольститься – поддаться соблазну, дать чему-либо увлечь себя. Обольщаться – быть в приятном заблуждении относительно чего-либо. См.: Большой толковый словарь русского языка. С. 679.