Ислам в современном мире. 2.1. Ислам сегодня.
Сегодня, в период глобализации и стремительной модернизации, исламская политическая мысль переживает этап своего революционного пробуждения и дальнейшего развития политического фикха. Исламские ученые и мыслители сегодня больше говорят не о необходимости создания исламского государства в той или иной части мира, а о необходимости поиска реальных путей объединения уммы в мировом масштабе как надгосударственного субъекта.
В современном мире институт государства все больше размывается политическими, экономическими, гражданскими акторами, организованными по сетевому принципу. Транснациональные корпорации, глобальная гражданская сеть из правозащитных, образовательных, экологических, культурных организаций, политические клубы и объединения, не ограниченные границами одной страны, – все эти игроки отбирают все больше функций у государства и берут решение даже глобальных проблем, стоящих перед человечеством, на себя.
В том же направлении успешно развивается и наша умма. Мусульманские самоуправляющиеся общины и джамааты созданы и успешно ведут усердие на пути Аллаха по всему миру – в странах Европы, США, Канаде, Австралии, Южной Африке, Латинской Америке. Эти общины в деле утверждения политической повестки дня уммы, разработки и внедрения передовых организационных и политических технологий для защиты интересов мусульман, мобилизации и сплочения общин, развития исламского призыва в неисламских странах делают даже больше, чем некоторые исламские страны.
Мусульманский парламент Британии Калима Сиддыки, Европейский совет по фетвам и исследованиям, Исламское общество Северной Америки и многие другие организации, гражданские и политические структуры по всему миру, крепкие и сплоченные исламские общины Европы, Америки и Азии являются сегодня продолжателями дела первых общин мусульман Аравии, составлявших сетевую политическую структуру Посланника Аллаха (мир ему и благословение).
Исламские спутниковые каналы и интернет-ресурсы почти на всех языках мира, новое поколение исламских проповедников, ученых, аналитиков, историков, социологов и экономистов доносят слово Аллаха и исламские принципы до самых отдаленных уголков мира. В то же самое время исламские политические партии и правительства Турции, Малайзии, Индонезии, мусульмане–члены европейских и североамериканских парламентов на практике осваивают принципы парламентаризма и политической борьбы, приемлемые для мусульман на сегодняшнем историческом этапе.
Исламские международные организации и межгосударственные объединения все больше наращивают сотрудничество и охватывают своей активностью практически все сферы современной жизни – введение единой исламской валюты, безвизовые режимы между мусульманскими странами, наделение женщин избирательными правами и правом участия в политической жизни, реформа образовательной системы, дальнейшее развитие исламского политического фикха и его кодификация.
Все они осуществляют свои обязанности халифов, как наместников Аллаха на этой земле, не дожидаясь воскрешения централизованного халифата в прежних исторических границах, потому что, во-первых, для их осуществления не обязательно наличие централизованного государства, а во-вторых, сама идея подобного воскрешения уже давно не соответствует историческим и политическим реалиям.
В мире на наших глазах складывается глобальная общественно-политическая исламская сеть, состоящая из разнородных, разновеликих, но самостоятельных и самодостаточных элементов – исламских государств, международных организаций, наиболее сплоченных и развитых общин, институтов, аналитических центров и отдельных выдающихся лиц. Формируется и крепнет новая политическая система, призванная в новых реалиях защищать и отстаивать интересы уммы, а также осуществлять коллективные обязанности, возложенные на мусульман Всевышним.
2.2. Модерн и Постмодерн в Исламе.
В рамках исламского общества внутренних мотивов к социальной модернизации и переходу к Модерну мы не встречаем ни на одном историческом этапе. Любые тенденции, напоминающие Модерн, приходили в исламский мир с Запада – как правило, через колонизацию территорий с преобладающим исламским населением, а позднее через инерционное развитие постколониальных режимов, продолжающих находится в тесном контакте с западными обществами.
Собственно модернизм в исламе означает просто отход от ислама как такового, предполагающего совершенно однозначную социально-религиозную и политико-экономическую модель, жестко противоречащую западноевропейским буржуазно-демократическим стандартам. Попытки сочетать ислам и Модерн дает общества гибридного типа (археомодерн или псевдоморфоз), основанные на затушевывание и эвфемизации острых противоречий.
Вместе с тем, в самой исламской религии заложены некоторые элементы, которые так или иначе резонируют с парадигмой Модерна. Так вполне модернистской является идея равенства всех верующих перед Богом, отсутствие клира, идея индивидуального отношения к вере. В традиционном исламе эти тенденции в значительной степени стерты под влиянием этнических и иных социокультурных влияний. Но в современном исламском фундаментализме, обращающемся – как и европейский протестантизм – к корням и истокам религии, как это ни парадоксально, можно различить некоторые тенденции, созвучные Модерну. Здесь прослеживается прямая параллель с функцией протестантизма в самой Западной Европе. Там Реформация создавала предпосылки для перехода к парадигме Модерна. И в современном исламском фундаментализме – по той же логике – содержатся некоторые элементы, которые отчасти способствуют модернизации традиционного ислама. Но вместе с тем, здесь есть и такие элементы, которые не имеют с Модерном ничего общего. Поэтому исламский фундаментализм является сложным социологическим явлением, требующим внимательного и детального исследования. И совсем неверным является расхожее представление о нем, как о крайнем выражении архаики. Традиционный ислам и суфизм намного более архаичны, нежели ваххабитские теории.
В целом же между исламским социальным нормативом и секулярными формами общества Модерна существует жесткое противоречие, которое может решаться в формате либо/либо. Либо ислам настаивает на своей социальной матрице, тогда это означает отказ от Модерна. Либо мусульмане понимают секулярные, демократические и либеральные схемы, но при этом отказываются от части своей религиозной идентичности.
Что касается Постмодерна, то он абсолютно чужд исламскому обществу, так как относится к историческому опыту совершенно иных обществ.
Заключение.
Во второй половине XX века началось постепенное объединение разных стран. Одновременно с этим обозначились не очень благовидные течения, связанные с исламом. Это, прежде всего экстремизм ряда мусульманских организаций, как, например, «Братья – мусульмане», «Серые волки», «Аль Каида» и другие. Подобные организации возникли еще в период борьбы исламских государств против колонизации, а после окончания освободительных войн, они направили свою деятельность против правительств своих стран.
Они пытаются насильственными методами изменить политический строй в том или ином государстве. Так было, в Египте, Алжире, Сирии.
Не успокаиваются экстремисты и в наши дни, прикрываясь исламскими лозунгами, они дестабилизируют положение в Индии, Судане, Алжире, Чечне (РФ) и в некоторых других странах. Продолжаются военные действия в Афганистане, неспокойно в пограничных районах Таджикистана, Киргизии, Узбекистана.
Поведение экстремизтких группировок порождает у людей недоверие ко всему исламскому миру.
Но не следует думать, что все мусульмане склонны к экстремизму. В основе большинства конфликтов лежат не религиозные, а политические и экономические разногласия. Многие нечистоплотные политики просто передергивают идеи ислама, вкладывают в отдельные положения совершенно другой смысл, призывая к борьбе с «неверными», сея раздор между народами для достижения своих целей.
Во многих Европейских странах в результате миграций народов имеются общины, исповедующие ислам.
Исламские экстремистские организации используют эти общины для организации терроризма. И сегодня … весь мир.
Курсовая работа студента IV курса Социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Валентина Москалёва.
Литература.
1. Элиаде М. Трактат по истории религий (в 2-х тт.) - СПб., 2000
2. Валиев Р. Что такое мир ислама? // Вокруг Света. – 2005 - №11.
3. Малышева Д. Ислам в современном мире // Новый мир. 2002 - №2
4. Денни Ф. М. Ислам и мусульманская община. — “Религиозные традиции мира”. Том 2. М., 1996
5. Ланда Р. Г. Ислам в истории России. М., 1995.
6. С. Поляков «Ислам» «Книга - Вайланд». Волгоград 1996г.