Суббота, 21 Декабря 2024, 21:29:50
Гоп в Кучу
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Инструктаж Дня!!!

Атлантическая Атлантическая "Глазунья" - это кратер метеорита?
Ученые хотят остановить старение в 50 лет Ученые хотят остановить старение в 50 лет
Млечный Путь столкнется с будущей галактикой Млечный Путь столкнется с будущей галактикой
Работы фотографа Diego Alborghetti Работы фотографа Diego Alborghetti
В древности Британия могла быть населена людоедами В древности Британия могла быть населена людоедами
Viagra (Виагра) Viagra (Виагра)
А вы владеете фотографической памятью? А вы владеете фотографической памятью?
Реклама
Мини-Чат
Block title
Locations of visitors to this page

Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0

Форма входа
Логин:uID поддержка
Пароль:
Забыл пароль || Регистрация

 
Главная » 2009 » Март » 26 » КАРМА

00:25:08
КАРМА

КАРМА (пали kamma, санскр. karma — "обряд", "действие", "деяние"), одна из основополагающих концепций индийской мысли.

Брахманизм. Истоки "закона кармы" следует видеть уже в ритуалистическом мировоззрении раннебрахманистской эпохи, по которому совершенное обрядовое действо приносит плод не только в ближайшее время, но содержит потенцию и будущих реализаций, обеспечивая положительные (если оно совершено правильно и преследует благие цели) или отрицательные (если оно совершено некорректно или преследует неблагие цели) последствия, которые должны "вызреть" в будущем. Первые рассуждения о "законе кармы" восходят к ранним Упанишадам, в которых он рассматривался как учение, открытое благодаря мистическому видению великих риши. В ведийской поэзии посмертная судьба человека мыслилась преимущественно как пребывание на небе, нарушившим закон космической справедливости (за который отвечали Митра и Варуна) грозило пребывание в "земляном доме", а в начальной брахманической прозе — "повторными смертями" на самом небе.

В Брихадараньяка-упанишаде описывается два пути: "путь богов" (путь огня) и "путь предков" (путь дыма): первый — путь восхождения от земли через солнце в миры Брахмана, второй предполагает после достижения Луны возвращение на Землю, и следующие этому пути, таким образом, "совершают круговращение", а те, кто этих путей не знает, становятся — вследствие самого своего неведения — насекомыми, мотыльками и кусающимися тварями. Здесь же формулируется и "закон кармы": "посредством благого действия [он] становится благим, посредством дурного — дурным", или "каково [его] действие и поведение, таковым [он] и становится". Обретение нового тела как следствие указанной зависимости осуществляется самым "естественным" образом: оно уподобляется переползанию гусеницы с одной травинки на другую или способности ремесленника придать новую форму материалу. Однако другие пассажи той же упанишады оставляют открытым вопрос о том, кто же, собственно, перевоплощается в соответствии со своими деяниями, ибо высший Атман, пребывающий в "сердцевине сердца", "владыка всего", не подвергается никаким изменениям благодаря совершению добрых или злых деяний, равно как и достигший познания Атмана уже не беспокоится о том, почему он совершил добро или зло.

В Чхандогья-упанишаде конкретизируются кармические импликации "пути предков": те, кто отличился благим поведением, по возвращении на землю достигают лона брахмана, кшатрия или по крайней мере шудры, а те, кто вел себя дурно — собаки, свиньи или "безварнового" чандалы. Дурные перевоплощения после завершения "лунного пути" детализируются в Каушитака-упанишаде, а позднее подробнейшим образом расписываться в знаменитых Законах Ману.

Шраманский период. Мудрецы Упанишад, открывшие "закон кармы", оставили без ответа вопрос о самом субъекте причинно-следственных отношений между предыдущими действиями и познанием и последующим перевоплощением.

1) Натуралисты шраманского периода, такие, как последовательный материалист Аджита Кесакамабала и множество близких ему мыслителей, отрицали не только закон воздаяния, управляющий реинкарнациями, но и сами реинкарнации, утверждая, что индивид после физической смерти разрушается окончательно и без остатка "делится" на свои материальные составляющие.

Адживики во главе с Маккхали Госалой отрицали закон воздаяния, признавая реинкарнации. Согласно его учению, которое характеризуется буддистами как "очищение через перевоплощения", каждая душа должна пройти через великое множество перевоплощений в течение 8 400 000 мировых периодов и достичь "освобождения" независимо от своих деяний и достигнутого ими знания. Этому учению были близки рассуждения адживика Пурана Кассапы, утверждавшего (в противовес учителям Упанишад), что никакие преступления не дают индивиду "приращения" зла и никакие благодеяния — "приращения" добра, а также Пакудха Каччаны, считавшего, что никакие действия — дурные или благие — не совершаются духовным началом, а потому нет ни убийцы, ни убитого.

2) Среди тех, кто признавал и закон воздаяния и реинкарнации, были и брахманисты, и джайны, и буддисты. Брахманисты развивали учение о реинкарнациях как сансаре, круговороте бытия, месте страдания (духкха), в котором индивид "вращается" вследствие постоянного приращения незнания и "нечистоты" и освобождение от которого обеспечивается знанием и "чистотой", достижимой, в свою очередь, через самоконтроль.

Глава джайнов Джина Махавира отстаивал "философию активизма" в полемике с фатализмом адживиков и, признавая "объективные" факторы, предопределяющие состояние индивида на том или ином отрезке его "истории", оставлял место для его свободного выбора и действия. Согласно Джине, "когда я страдаю, печалюсь, раскаиваюсь в чем-то, слабею, нахожусь в беде или испытываю боль, то я причина этому, и когда другой страдает подобным же образом, он тому причина".

Согласно Будде, следует избегать обеих крайностей — и мнения, что урожай предшествующих действий пожинает тот же самый индивид, и допущения, что это делает другой. В соответствии со своим отрицанием перманентного Я Будда рассматривал кармическую реинкарнацию в качестве движения от одного состояния бытия (индивид А) к другому (индивид В).

Джайнизм. Своеобразие концепции кармы у джайнов следует видеть в том, что уже начиная с Таттвартхадхигама-сутры Умасвати (2-3 вв.) карма рассматривается в качестве определенного тонкого вещества, одной из составляющих души-дживы. Новые кармы присоединяются к этому кармическому телу (мыслимому как безначальное) вследствие омраченности души (как результата ее активности), благодаря которой формируются ее модификации-асравы — каналы "втекания" карм в душу. Асравы являются одновременно и источниками, и результатами карм. Хотя джайны различают наряду с неблагими также и благие кармы (обусловливающие удовольствия, праведность, мужской пол следующего воплощения и т.д.), все они, в конечном счете, загрязняют и искажают основные сущностные атрибуты души — бесконечное знание, блаженство и могущество. Умасвати и его комментаторы классифицируют кармы по их "природе", различая 8 основных видов с множеством разновидностей: 5 карм, препятствующих познанию; 9 карм, препятствующих правильному воззрению; 2 кармы эмоциональности; 28 карм, затмевающих воззрение и поведение; 4 кармы продолжительности жизни; 42 кармы, определяющие лона воплощения и его физиологические особенности; 2 кармы семьи, определяющие знатность или незнатность воплощения; 5 карм, задерживающих "достижения". Далее различаются сроки действия соответствующих карм, которые должны "созреть" и "отпасть", а также их способность занимать место в единицах пространства (прадеши), локализованного душой. Кармы могут быть уничтожены в результате правильных воззрений и аскетической деятельности, в результате чего душа достигает "освобождения", возвращая себе свои изначальные атрибуты.

Буддизм. Отвечая на основное возражение брахманистов, согласно которому вера в воздаяние предполагает наличие Я, буддисты проводили аналогию с "сериями пламени" (каждая последующая причинно связана с каждой предыдущей и в то же время отличается от нее) и предлагали трактовать само Я как комбинацию "кармически определенных" факторов, объединяемых особой "соединяющей дхармой" (прапти). Вместе с тем в рамках самого буддизма формировалась тенденция допущения определенного псевдо-Я. Ранее других об этом заговорили пудгалавадины, допускавшие подобную "персону" (пудгала). С ними полемизировали "ортодоксы", пытавшиеся переубедить их с помощью диалектической формулы тетралеммы (предлагался на выбор один из четырех вариантов: вкушающий плоды действия идентичен совершившему его; они различны; они и различны, и идентичны; они ни то, ни другое), в результате чего они утверждались во мнении, что и карма и ее плоды реальны, хотя не реальны ни тот, кто совершил действие, ни тот, кто "вкушает" его плоды. Cоставитель сарвастивадинской Виджнянакайи (1 в. н.э.) прямо сближал позицию пудгалавадинов с небуддийским учением о вечности Я и мира, отвергнутым самим Буддой.

В своих классификациях абхидхармисты рассматривали кармические действия преимущественно по способу их реализации, соотносительной приоритетности, по их этической характеристике, результативности и временнм параметрам. Как и другие индийские философы, абхидхармисты делили действия на телесные, словесные и ментальные, но проводили еще более тонкие дистинкции. Так, согласно Абхидхарма-хридае Дхармарши (3 в.), телесные и словесные действия могут быть и проявленными и непроявленными, тогда как ментальные — только непроявленными, (проявленность состоит в том, что кармические действия являются благими, неблагими или нейтральными в соответствии с намерением действующего, непроявленность — в воздействии на результат действия еще и других, не поддающихся учету факторов); с другой стороны, проявленные телесные и словесные действия, а также любые ментальные могут быть и благими, и дурными, и нейтральными, тогда как непроявленные телесные и словесные нейтральными быть не могут; наконец, нейтральные могут быть и связанными с аффектами, и не связанными с ними. Опираясь на древнее буддийское учение о решающем значении намерения для характеристики действия, абхидхармисты настаивали на том, что именно ментальное действие (четана) является первостепенным, тогда как поступки и слова по своему значению вторичны. По своим этическим характеристикам кармические действия-намерения делятся на благие (кушала), неблагие (акушала) и неопределенные (авьяката). В Дхаммасангани благие кармические факторы распределяются на 1) три корня благой кармы — отсутствие алчности, ненависти и "ослепления"; 2) агрегаты ощущений, представлений, волевых установок и сознания, связанные с ними; 3) действия, вырастающие из этих корней; неблагие факторы симметрично противоположны названным, нейтральные — вызревания благих и неблагих во всех мирах и т.д. По результативности кармические действия делятся на "черные" (дурные), "белые" (благие), "черно-белые" (смешанные) и ни те, ни другие. Первые из них дают результаты "собачьи" и "бычьи", последние (фактически означающие прекращение самих результатов) составляют удел совершенных. Наконец, по длительности своей реализации кармические действия распределяются, согласно мнению Гхошаки (2 в.), как "вызревающие" в течение 1) данной жизни, 2) следующей жизни и 3) последующих рождений. Буддисты задавались также вопросами, все ли страдания являются следствием дурной кармы, и может ли совершенный деградировать, а также можно ли трансформировать карму или избежать ее последствий.

Доктрина кармы в буддизме махаяны содержит некоторые специфические черты по сравнению с традиционным буддизмом. Так, здесь частично восстанавливается отвергаемое в "ортодоксальном" буддизме псевдо-Я как локализация кармических семян и их плодов — прежде всего в учении йогачаров о сокровищнице-сознании (алая-виджняна). Другим новшеством следует признать учение о возможности бодхисаттвы передать свою кармическую заслугу (пунья) другим.

Индуизм. Наследники брахманизма разрабатывали учение о карме в значительных "пересечениях" с буддийскими трактовками и одновременно в полемике с ними. Так, в Бхагавадгите настойчиво проводится мысль о том, что определяющим является не столько материальное воплощение действия, сколько внутреннее намерение действующего: мудрым является тот, кто избавился от самих эгоистических желаний и привязанности к ним, независимо от того, какой деятельностью он занят. С другой стороны, известна метафора Вишну-смрити, согласно которой совершенное в прошлом действие столь же безошибочно находит того, кто его совершил, как теленок среди множества коров находит свою мать. Близкое сходство с буддийскими положениями обнаруживается в Йога-сутрах (4 в.) с комментариями Вьясы, где утверждается, что потенция кармы, "укоренненая" в аффектах (алчность, жадность, гнев и "ослепление"), может ощущаться в "видимых" и "невидимых" жизнях, а также что потенция кармы может иногда давать непосредственный результат, а иногда действовать на значительном временнóм расстоянии, подобно тому, как один и тот же огонь может сжигать сухую траву быстро или медленно в зависимости от внешних обстоятельств. Возможным заимствованием у буддистов следует считать различение кармы черной, белой, черно-белой и не-черной и не-белой — последняя имеется у тех подвижников, которые уже ликвидировали аффекты и переживают свое последнее рождение.

Вместе с тем составитель Йога-сутр и его комментаторы обстоятельно разрабатывают аспекты функционирования "закона кармы", заимствованные буддистами из доклассической йоги. Таково учение о сокрытых "следах" кармических действий (ашая), которые еще ждут своего вызревания (випака), а также о бесчисленных бессознательных диспозициях сознания (васана), которые накапливаются в безначальных рождениях и направляют "вызревание" кармических плодов. Ишваракариша, автор Санкхья-карики (4-5 вв.), ставит вопрос о прямой зависимости между будущими воплощениями и тем, какая из диспозиций сознания (бхавы), в коих преобладают "положительная" гуна саттва или "отрицательная" тамас, является определяющей для того или иного индивида. Если в его сознании преобладает дхарма, то он возвышается на лестнице реинкарнаций, если адхарма — деградирует; соответствующие результаты имеет преобладание устраненности и привязанности, могущества и бессилия, и лишь посредством одной из этих восьми основных бхав — истинного знания — достигается "освобождение". Основной пункт дискуссии с буддистами остается традиционным: наяик Удаяна повторяет обвинение в несообразности, по которой у буддистов одно существо пожинает плоды действий другого. Согласно комментатору Ньяя-сутр Уддьотакаре (7 в.), действие "закона кармы" вовсе не опровергает существование Ишвары-божества, но позволяет, напротив, правильнее понять меру его участия в мире: креативная деятельность Ишвары сообразуется с временем "плодоношения" кармы живых существ, обвинение же его в немилосердии основывается на непонимании того, что он подвергает наказанию (в адах) тех, чья карма оказалась дурной и кто нуждается в исправлении.

Новую терминологию в связи с временнми параметрами действия "закона кармы" предложили ведантисты. После смерти индивид располагает запасом "остатков" действий последней жизни (анушая) в виде потенциальных "следов" (санскара), а также нереализованных остатков действий, совершенных в предшествующих рождениях. Эти кармические остатки трех видов: 1) предопределенные к конечной реализации в течение настоящей жизни (прарабдха-карма); 2) произведенные в этой или в предыдущей жизни, но оставшиеся в латентном состоянии (самчита-карма); 3) аккумулированные в этой жизни, но должные плодоносить в последующих (агамин-карма). Ведантисты начиная с Шанкары (7-8 в.) полагали, что только первый вид этих кармических остатков оказывается "устойчивым": она сохраняется даже у того, кто достиг истинного знания, обеспечивая функционирование его последнего тела. В других сочинениях, приписываемых Шанкаре, третья разновидность кармы — та, что производится знающим уже после достижения знания; проводится также идея передачи кармы: те, кто почитает "знающего", получают и его кармическую заслугу, а те, кто ненавидит его, наследуют его дурную будущую карму. Другие проблемы, поставленные ведантистами: участие кармы в структуре индивида, в мире его сновидений, в периодических миросозиданиях. Действие "закона кармы" релевантно, однако, лишь на уровне относительной истины — с точки зрения истины конечной и он и его "составляющие" относятся к миру космической иллюзии.

См. также АТМАН; БУДДА И БУДДИЗМ; ВАРНЫ; ВЕДЫ; ДЖАЙНИЗМ; ДУХКХА; ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ; ИНДУИЗМ; МОКША; САНСАРА.


Категория: "ВокругСвета" | Просмотров: 648 | Добавил: Khufu
Схожие материалы:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Shalbuz-Dag © 2009 – 2024
Гость
...Добро пожаловать в «Гоп в Кучу» !!!


Логин:uID поддержка
Пароль:
Забыл пароль || Регистрация


Категории
Новости сайта [1]
Х-Новости [46]
Новости [42]
Звёзды - жЖут [17]
Интересное [52]
"ВокругСвета" [76]
Tag cloud
«  Март 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Ghostly photo
Опросник
Наболевший вопрос, что делать с разделом 18+?
1. Оставить
2. Убрать
3. Мне всё равно
4. Уберёте - я к вам больше не приду
Всего ответов: 6


Оцените сайт
1. Неплохо
2. Хорошо
3. Отлично
4. Ужасно
5. Плохо
Всего ответов: 28

Если, Вам пришёлся сайт – не по нраву…, то в знак компенсации можете нажать на Play !!!
Реклама

ГОВОРЯЩИЙ ИНФОРМЕР
Useful Soft
Получить код блока
Партнёрка

Наша кнопка

[ Получить код баннера ]