Антони Эшли
Шефтсбери ШЕФТСБЕРИ, АНТОНИ ЭШЛИ КУПЕР (Shaftesbury, Anthony Ashley
Cooper, Third Earl of Shaftesbury) (1671-1713), английский
философ и литератор. Родился 26 февраля
1671 в Лондоне в доме своего деда, знаменитого
лорда-канцлера в царствование Карла II. Получил
домашнее образование под присмотром Джона
Локка (в 1686-1689), который был личным секретарем
хозяина дома. Учился в Уинчестере. В 1695 стал
членом палаты общин от Пула, находившегося под контролем
вигов. По состоянию здоровья был вынужден оставить должность
и посвятил себя главным образом занятиям философией. Провел
год в Роттердаме, где вступил в дружеские отношения
с швейцарским протестантским теологом Ж.Леклерком, автором
Исторического и критического словаря Пьером Бейлем и голландским теологом Ф.ван
Лимборхом. В 1699 унаследовал титул и место
в палате лордов, однако почти не принимал участия
в политической жизни, поскольку вскоре после восхождения
на трон королевы Анны партия тори вернулась к власти,
а состояние здоровья Шефтсбери вновь ухудшилось.
В 1704 лондонский свет был взбудоражен прибытием
в Англию группы французских крестьян, фанатичных
протестантов, покинувших родину после отмены Нантского эдикта.
Раздавались требования о преследовании этих "французских
пророков", однако Шефтсбери в Письме
об исступлении (Letter Concerning Enthusiasm,
1708) предложил вместо этого выставить фанатизм
на посмешище. Его учение о насмешке как наилучшем
способе проверки истиннности утверждений поставило под сомнение
серьезность его идей; подозрение не смогла рассеять
и работа Шефтсбери Общее чувство: опыт о свободе
остроумия и чувстве юмора (Sensus Communis:
An Essay on the Freedom of Wit and Humour,
1709).
В 1711 Шефтсбери отправился
на юг, в Неаполь. В Италии он провел два года
и за это время переработал трехтомный труд
Характеристики людей, манер, мнений и времен
(Characteristicks of Men, Manners, Opinions, Times,
v. 1-3, 1713, впервые опубликованный в 1711,
но в новом издании содержавший ранние и имеющие
самостоятельное значение эссе) и написал ряд других работ.
Он также сделал наброски Рассуждения об искусствах:
живописи, скульптуре и т.д. (Discourse on the
Arts of Painting, Sculpture, etc.). Умер Шефтсбери
в Неаполе 15 февраля 1713.
В основе философии Шефтсбери, иногда называемой деизмом, лежит
представление о природе как гармоническом целом,
свидетельствующем о ее божественном происхождении.
Добродетель и красота суть воспроизведение гармонии,
обнаруживаемой человеком в природе. Для их постижения
требуется особое чувство, выступающее посредником между разумом
и ощущениями. Шефтсбери первым употребил термин "моральное
чувство". Добродетель, подобно хорошему вкусу, можно развить
упражнением, однако она присуща человеку от природы
и берет начало в естественных привязанностях. Этот
оптимистический взгляд, шедший вразрез с идеями Томаса Гоббса и многих религиозных
ортодоксов, оказал влияние на Болингброка, а через него
на А.Попа и его Опыт
о человеке, а также на Колриджа. Шефтсбери был
учеником кембриджских платоников и пытался сохранить дух
платонизма в эпоху, когда господствующее положение занимал
эмпиризм его учителя Локка. Шефтсбери рассматривал поэта как
"Прометея под властью Юпитера" и природу как произведение
искусства, сотворенное Богом, что в зародыше содержало
позднейшую теорию романтизма; его взгляды оказали влияние
на Хатчесона, Юма, Дж.Батлера, Вольтера и Дидро, Гердера,
Канта и немецкую идеалистическую
философию.
См. также КЕМБРИДЖСКИЕ
ПЛАТОНИКИ.
Литература:
- Шефтсбери А. Эстетические опыты. М.,
1975
|