Понедельник, 29 Апреля 2024, 17:24:42
Гоп в Кучу
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Инструктаж Дня!!!

Память активна даже в глубоком сне Память активна даже в глубоком сне
Комната Эймса Комната Эймса
Emilie De Ravin (Эмилия Дэ Равин) Emilie De Ravin (Эмилия Дэ Равин)
Люди, выглядящие моложе своих лет, живут дольше Люди, выглядящие моложе своих лет, живут дольше
Фотомодель Ася Артеева. (Избранное) Фотомодель Ася Артеева. (Избранное)
Ученые раскодировали процесс формирования воспоминаний Ученые раскодировали процесс формирования воспоминаний
Viagra (Виагра) Viagra (Виагра)
Реклама
Мини-Чат
Block title
Locations of visitors to this page

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа
Логин:uID поддержка
Пароль:
Забыл пароль || Регистрация

 
Главная » 2009 » Март » 26 » КАРМА

00:25:08
КАРМА

КАРМА (пали kamma, санскр. karma — "обряд", "действие", "деяние"), одна из основополагающих концепций индийской мысли.

Брахманизм. Истоки "закона кармы" следует видеть уже в ритуалистическом мировоззрении раннебрахманистской эпохи, по которому совершенное обрядовое действо приносит плод не только в ближайшее время, но содержит потенцию и будущих реализаций, обеспечивая положительные (если оно совершено правильно и преследует благие цели) или отрицательные (если оно совершено некорректно или преследует неблагие цели) последствия, которые должны "вызреть" в будущем. Первые рассуждения о "законе кармы" восходят к ранним Упанишадам, в которых он рассматривался как учение, открытое благодаря мистическому видению великих риши. В ведийской поэзии посмертная судьба человека мыслилась преимущественно как пребывание на небе, нарушившим закон космической справедливости (за который отвечали Митра и Варуна) грозило пребывание в "земляном доме", а в начальной брахманической прозе — "повторными смертями" на самом небе.

В Брихадараньяка-упанишаде описывается два пути: "путь богов" (путь огня) и "путь предков" (путь дыма): первый — путь восхождения от земли через солнце в миры Брахмана, второй предполагает после достижения Луны возвращение на Землю, и следующие этому пути, таким образом, "совершают круговращение", а те, кто этих путей не знает, становятся — вследствие самого своего неведения — насекомыми, мотыльками и кусающимися тварями. Здесь же формулируется и "закон кармы": "посредством благого действия [он] становится благим, посредством дурного — дурным", или "каково [его] действие и поведение, таковым [он] и становится". Обретение нового тела как следствие указанной зависимости осуществляется самым "естественным" образом: оно уподобляется переползанию гусеницы с одной травинки на другую или способности ремесленника придать новую форму материалу. Однако другие пассажи той же упанишады оставляют открытым вопрос о том, кто же, собственно, перевоплощается в соответствии со своими деяниями, ибо высший Атман, пребывающий в "сердцевине сердца", "владыка всего", не подвергается никаким изменениям благодаря совершению добрых или злых деяний, равно как и достигший познания Атмана уже не беспокоится о том, почему он совершил добро или зло.

В Чхандогья-упанишаде конкретизируются кармические импликации "пути предков": те, кто отличился благим поведением, по возвращении на землю достигают лона брахмана, кшатрия или по крайней мере шудры, а те, кто вел себя дурно — собаки, свиньи или "безварнового" чандалы. Дурные перевоплощения после завершения "лунного пути" детализируются в Каушитака-упанишаде, а позднее подробнейшим образом расписываться в знаменитых Законах Ману.

Шраманский период. Мудрецы Упанишад, открывшие "закон кармы", оставили без ответа вопрос о самом субъекте причинно-следственных отношений между предыдущими действиями и познанием и последующим перевоплощением.

1) Натуралисты шраманского периода, такие, как последовательный материалист Аджита Кесакамабала и множество близких ему мыслителей, отрицали не только закон воздаяния, управляющий реинкарнациями, но и сами реинкарнации, утверждая, что индивид после физической смерти разрушается окончательно и без остатка "делится" на свои материальные составляющие.

Адживики во главе с Маккхали Госалой отрицали закон воздаяния, признавая реинкарнации. Согласно его учению, которое характеризуется буддистами как "очищение через перевоплощения", каждая душа должна пройти через великое множество перевоплощений в течение 8 400 000 мировых периодов и достичь "освобождения" независимо от своих деяний и достигнутого ими знания. Этому учению были близки рассуждения адживика Пурана Кассапы, утверждавшего (в противовес учителям Упанишад), что никакие преступления не дают индивиду "приращения" зла и никакие благодеяния — "приращения" добра, а также Пакудха Каччаны, считавшего, что никакие действия — дурные или благие — не совершаются духовным началом, а потому нет ни убийцы, ни убитого.

2) Среди тех, кто признавал и закон воздаяния и реинкарнации, были и брахманисты, и джайны, и буддисты. Брахманисты развивали учение о реинкарнациях как сансаре, круговороте бытия, месте страдания (духкха), в котором индивид "вращается" вследствие постоянного приращения незнания и "нечистоты" и освобождение от которого обеспечивается знанием и "чистотой", достижимой, в свою очередь, через самоконтроль.

Глава джайнов Джина Махавира отстаивал "философию активизма" в полемике с фатализмом адживиков и, признавая "объективные" факторы, предопределяющие состояние индивида на том или ином отрезке его "истории", оставлял место для его свободного выбора и действия. Согласно Джине, "когда я страдаю, печалюсь, раскаиваюсь в чем-то, слабею, нахожусь в беде или испытываю боль, то я причина этому, и когда другой страдает подобным же образом, он тому причина".

Согласно Будде, следует избегать обеих крайностей — и мнения, что урожай предшествующих действий пожинает тот же самый индивид, и допущения, что это делает другой. В соответствии со своим отрицанием перманентного Я Будда рассматривал кармическую реинкарнацию в качестве движения от одного состояния бытия (индивид А) к другому (индивид В).

Джайнизм. Своеобразие концепции кармы у джайнов следует видеть в том, что уже начиная с Таттвартхадхигама-сутры Умасвати (2-3 вв.) карма рассматривается в качестве определенного тонкого вещества, одной из составляющих души-дживы. Новые кармы присоединяются к этому кармическому телу (мыслимому как безначальное) вследствие омраченности души (как результата ее активности), благодаря которой формируются ее модификации-асравы — каналы "втекания" карм в душу. Асравы являются одновременно и источниками, и результатами карм. Хотя джайны различают наряду с неблагими также и благие кармы (обусловливающие удовольствия, праведность, мужской пол следующего воплощения и т.д.), все они, в конечном счете, загрязняют и искажают основные сущностные атрибуты души — бесконечное знание, блаженство и могущество. Умасвати и его комментаторы классифицируют кармы по их "природе", различая 8 основных видов с множеством разновидностей: 5 карм, препятствующих познанию; 9 карм, препятствующих правильному воззрению; 2 кармы эмоциональности; 28 карм, затмевающих воззрение и поведение; 4 кармы продолжительности жизни; 42 кармы, определяющие лона воплощения и его физиологические особенности; 2 кармы семьи, определяющие знатность или незнатность воплощения; 5 карм, задерживающих "достижения". Далее различаются сроки действия соответствующих карм, которые должны "созреть" и "отпасть", а также их способность занимать место в единицах пространства (прадеши), локализованного душой. Кармы могут быть уничтожены в результате правильных воззрений и аскетической деятельности, в результате чего душа достигает "освобождения", возвращая себе свои изначальные атрибуты.

Буддизм. Отвечая на основное возражение брахманистов, согласно которому вера в воздаяние предполагает наличие Я, буддисты проводили аналогию с "сериями пламени" (каждая последующая причинно связана с каждой предыдущей и в то же время отличается от нее) и предлагали трактовать само Я как комбинацию "кармически определенных" факторов, объединяемых особой "соединяющей дхармой" (прапти). Вместе с тем в рамках самого буддизма формировалась тенденция допущения определенного псевдо-Я. Ранее других об этом заговорили пудгалавадины, допускавшие подобную "персону" (пудгала). С ними полемизировали "ортодоксы", пытавшиеся переубедить их с помощью диалектической формулы тетралеммы (предлагался на выбор один из четырех вариантов: вкушающий плоды действия идентичен совершившему его; они различны; они и различны, и идентичны; они ни то, ни другое), в результате чего они утверждались во мнении, что и карма и ее плоды реальны, хотя не реальны ни тот, кто совершил действие, ни тот, кто "вкушает" его плоды. Cоставитель сарвастивадинской Виджнянакайи (1 в. н.э.) прямо сближал позицию пудгалавадинов с небуддийским учением о вечности Я и мира, отвергнутым самим Буддой.

В своих классификациях абхидхармисты рассматривали кармические действия преимущественно по способу их реализации, соотносительной приоритетности, по их этической характеристике, результативности и временнм параметрам. Как и другие индийские философы, абхидхармисты делили действия на телесные, словесные и ментальные, но проводили еще более тонкие дистинкции. Так, согласно Абхидхарма-хридае Дхармарши (3 в.), телесные и словесные действия могут быть и проявленными и непроявленными, тогда как ментальные — только непроявленными, (проявленность состоит в том, что кармические действия являются благими, неблагими или нейтральными в соответствии с намерением действующего, непроявленность — в воздействии на результат действия еще и других, не поддающихся учету факторов); с другой стороны, проявленные телесные и словесные действия, а также любые ментальные могут быть и благими, и дурными, и нейтральными, тогда как непроявленные телесные и словесные нейтральными быть не могут; наконец, нейтральные могут быть и связанными с аффектами, и не связанными с ними. Опираясь на древнее буддийское учение о решающем значении намерения для характеристики действия, абхидхармисты настаивали на том, что именно ментальное действие (четана) является первостепенным, тогда как поступки и слова по своему значению вторичны. По своим этическим характеристикам кармические действия-намерения делятся на благие (кушала), неблагие (акушала) и неопределенные (авьяката). В Дхаммасангани благие кармические факторы распределяются на 1) три корня благой кармы — отсутствие алчности, ненависти и "ослепления"; 2) агрегаты ощущений, представлений, волевых установок и сознания, связанные с ними; 3) действия, вырастающие из этих корней; неблагие факторы симметрично противоположны названным, нейтральные — вызревания благих и неблагих во всех мирах и т.д. По результативности кармические действия делятся на "черные" (дурные), "белые" (благие), "черно-белые" (смешанные) и ни те, ни другие. Первые из них дают результаты "собачьи" и "бычьи", последние (фактически означающие прекращение самих результатов) составляют удел совершенных. Наконец, по длительности своей реализации кармические действия распределяются, согласно мнению Гхошаки (2 в.), как "вызревающие" в течение 1) данной жизни, 2) следующей жизни и 3) последующих рождений. Буддисты задавались также вопросами, все ли страдания являются следствием дурной кармы, и может ли совершенный деградировать, а также можно ли трансформировать карму или избежать ее последствий.

Доктрина кармы в буддизме махаяны содержит некоторые специфические черты по сравнению с традиционным буддизмом. Так, здесь частично восстанавливается отвергаемое в "ортодоксальном" буддизме псевдо-Я как локализация кармических семян и их плодов — прежде всего в учении йогачаров о сокровищнице-сознании (алая-виджняна). Другим новшеством следует признать учение о возможности бодхисаттвы передать свою кармическую заслугу (пунья) другим.

Индуизм. Наследники брахманизма разрабатывали учение о карме в значительных "пересечениях" с буддийскими трактовками и одновременно в полемике с ними. Так, в Бхагавадгите настойчиво проводится мысль о том, что определяющим является не столько материальное воплощение действия, сколько внутреннее намерение действующего: мудрым является тот, кто избавился от самих эгоистических желаний и привязанности к ним, независимо от того, какой деятельностью он занят. С другой стороны, известна метафора Вишну-смрити, согласно которой совершенное в прошлом действие столь же безошибочно находит того, кто его совершил, как теленок среди множества коров находит свою мать. Близкое сходство с буддийскими положениями обнаруживается в Йога-сутрах (4 в.) с комментариями Вьясы, где утверждается, что потенция кармы, "укоренненая" в аффектах (алчность, жадность, гнев и "ослепление"), может ощущаться в "видимых" и "невидимых" жизнях, а также что потенция кармы может иногда давать непосредственный результат, а иногда действовать на значительном временнóм расстоянии, подобно тому, как один и тот же огонь может сжигать сухую траву быстро или медленно в зависимости от внешних обстоятельств. Возможным заимствованием у буддистов следует считать различение кармы черной, белой, черно-белой и не-черной и не-белой — последняя имеется у тех подвижников, которые уже ликвидировали аффекты и переживают свое последнее рождение.

Вместе с тем составитель Йога-сутр и его комментаторы обстоятельно разрабатывают аспекты функционирования "закона кармы", заимствованные буддистами из доклассической йоги. Таково учение о сокрытых "следах" кармических действий (ашая), которые еще ждут своего вызревания (випака), а также о бесчисленных бессознательных диспозициях сознания (васана), которые накапливаются в безначальных рождениях и направляют "вызревание" кармических плодов. Ишваракариша, автор Санкхья-карики (4-5 вв.), ставит вопрос о прямой зависимости между будущими воплощениями и тем, какая из диспозиций сознания (бхавы), в коих преобладают "положительная" гуна саттва или "отрицательная" тамас, является определяющей для того или иного индивида. Если в его сознании преобладает дхарма, то он возвышается на лестнице реинкарнаций, если адхарма — деградирует; соответствующие результаты имеет преобладание устраненности и привязанности, могущества и бессилия, и лишь посредством одной из этих восьми основных бхав — истинного знания — достигается "освобождение". Основной пункт дискуссии с буддистами остается традиционным: наяик Удаяна повторяет обвинение в несообразности, по которой у буддистов одно существо пожинает плоды действий другого. Согласно комментатору Ньяя-сутр Уддьотакаре (7 в.), действие "закона кармы" вовсе не опровергает существование Ишвары-божества, но позволяет, напротив, правильнее понять меру его участия в мире: креативная деятельность Ишвары сообразуется с временем "плодоношения" кармы живых существ, обвинение же его в немилосердии основывается на непонимании того, что он подвергает наказанию (в адах) тех, чья карма оказалась дурной и кто нуждается в исправлении.

Новую терминологию в связи с временнми параметрами действия "закона кармы" предложили ведантисты. После смерти индивид располагает запасом "остатков" действий последней жизни (анушая) в виде потенциальных "следов" (санскара), а также нереализованных остатков действий, совершенных в предшествующих рождениях. Эти кармические остатки трех видов: 1) предопределенные к конечной реализации в течение настоящей жизни (прарабдха-карма); 2) произведенные в этой или в предыдущей жизни, но оставшиеся в латентном состоянии (самчита-карма); 3) аккумулированные в этой жизни, но должные плодоносить в последующих (агамин-карма). Ведантисты начиная с Шанкары (7-8 в.) полагали, что только первый вид этих кармических остатков оказывается "устойчивым": она сохраняется даже у того, кто достиг истинного знания, обеспечивая функционирование его последнего тела. В других сочинениях, приписываемых Шанкаре, третья разновидность кармы — та, что производится знающим уже после достижения знания; проводится также идея передачи кармы: те, кто почитает "знающего", получают и его кармическую заслугу, а те, кто ненавидит его, наследуют его дурную будущую карму. Другие проблемы, поставленные ведантистами: участие кармы в структуре индивида, в мире его сновидений, в периодических миросозиданиях. Действие "закона кармы" релевантно, однако, лишь на уровне относительной истины — с точки зрения истины конечной и он и его "составляющие" относятся к миру космической иллюзии.

См. также АТМАН; БУДДА И БУДДИЗМ; ВАРНЫ; ВЕДЫ; ДЖАЙНИЗМ; ДУХКХА; ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ; ИНДУИЗМ; МОКША; САНСАРА.


Категория: "ВокругСвета" | Просмотров: 619 | Добавил: Khufu
Схожие материалы:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Shalbuz-Dag © 2009 – 2024
Гость
...Добро пожаловать в «Гоп в Кучу» !!!


Логин:uID поддержка
Пароль:
Забыл пароль || Регистрация


Категории
Новости сайта [1]
Х-Новости [46]
Новости [42]
Звёзды - жЖут [17]
Интересное [52]
"ВокругСвета" [76]
Tag cloud
«  Март 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Ghostly photo
Опросник
Что..., Вы, в действительности не можете терпеть?
1. Грязного белья
2. Вонючих ног
3. Несдержанных обещаний
4. Трудоголиков
5. Экспромтов
6. Выпрашивать подарки
7. Дешевых парфюмов
8. Запланированных выходных
9. Фырканья во время смеха
10. Курильщиков(не себя)
Всего ответов: 8


Оцените сайт
1. Неплохо
2. Хорошо
3. Отлично
4. Ужасно
5. Плохо
Всего ответов: 28

Если, Вам пришёлся сайт – не по нраву…, то в знак компенсации можете нажать на Play !!!
Реклама

ГОВОРЯЩИЙ ИНФОРМЕР
Useful Soft
Получить код блока
Партнёрка

Наша кнопка

[ Получить код баннера ]